Суть философии Древней Индии кратко

Большинство учений Древней Индии рассматривают в качестве высшей потребности человека – освобождение от сансары, которая является кругом перевоплощений души в различные телесные формы. С перевоплощением и пребыванием души в той или иной телесной форме этого мира неизбежно связано страдание, которое приходит через невозможность удовлетворить все желания (потребности) человека. Поэтому освобождение от желаний и сансары – это освобождение от страданий. Разные учения жизненной философии Древней Индии предлагали разные пути и наборы методов освобождения от сансары. Часто предлагалось использовать ахимсу (недеяние). Этот метод заключался в различных самоограничениях (не двигаться, не разговаривать, не есть и т.п.). Считалось, что таким образом человек исключает себя из бытия, не взаимодействует с миром, не участвует в страданиях этого мира, ослабляет действие кармы (воздаяние за деяния) и так приближается к выходу из сансары. Только освободившийся полностью от привязок к этому миру (в том числе от всех желаний) человек может выйти из круга сансары в нирвану (буквально — угасание). Другими словами, угаснуть полностью и слиться с мировым Абсолютом – Брахманом.

Разные философские и религиозные учения Древней Индии трактуют угасание и нирвану по-разному. Какие-то учат, что в Брахмане душа человека сохраняет свою индивидуальность. Другие полагают, что отдельная личность полностью сливается с Абсолютом и все её индивидуальные черты нивелируются.

Что касается потребностей человека в процессе его жизни, то они зависят от периода его жизни и соответствуют этому периоду. Жизнь человека в традиции Древней Индии делится на четыре стадии (ашрамы):

  • Брахмачарья – ребёнок (подросток) учится и получает знания. Главная потребность – получить знание
  • Грихастха – молодой человек создаёт семью и выполняет свои общественные обязанности в соответствии со своей варной (брахманы (жрецы), кшатрии (воины и правители), вайшья (остальной народ)). Главная потребность – выполнять свою общественную функцию, и быть хорошим семьянином
  • Ванапрастха – уход от общества в уединенное место. Человек оставляет своё имение детям и уходит. Если вторая половина жива, то уходит вместе со второй половиной. Человек умудрён опытом, к нему в его уединенное место приходят ученики, чтобы получать знания (как Люк Скайвокер пришёл к Йоде). Главная потребность – отречение от мира
  • Санньяса – странствие и уход из жизни в процессе странствия на дороге под открытым небом. Человек ничем не владеет. Нигде не останавливается больше, чем на одну ночь. Живёт исключительно подаянием. Всю еду, которую ему подали должен съесть до начала следующего дня, смешав её в деревянной миске и проглотив быстро одним глотком, чтобы не почувствовать вкуса. Главная потребность – полное, тотальное отречение от мира

Странствующих старцев так и называют – санньяси. Некоторые очень уважаемые, богатые и высокопоставленные индийские чиновники в 20-м веке заканчивали жизнь на дороге будучи традиционными санньяси

Оставьте комментарий

Войти с помощью: