10 тысяч лет до нашей эры между верхними течениями рек Тигр и Евфрат наши великие предки возвели крупный мегалитический храмовый комплекс. До неолитической революции было ещё несколько тысячелетий, но случится она именно там на территории «плодородного полумесяца». Храмовый комплекс, который сегодня называют Гёбекли-Тепе, расположен на самой вершине этого «плодородного полумесяца». Спустя тысячелетия, там будут греметь Египет, Финикия, Ассирия и Месопотамия.
Первая внятная, широко употребимая и дошедшая до нас письменность появится лишь через 7 тысяч лет в Египте, поэтому никаких письменных свидетельств об этих храмах остаться не могло. По этой причине сравнительно недавнее открытие храмов Гёбекли-Тепе поставило перед археологами на первый взгляд неразрешимые вопросы:
- Какой религии были посвящены храмы?
- Какой смысл вкладывался в форму конкретных архитектурных элементов и в причудливые изображения, вырезанные на массивных каменных монолитах
На эти вопросы мы и постараемся ответить в этой статье. Нам в этом помогут знания о древнейших религиях. Ведь религия — это самый инертный общественный институт. Религиозные представления, символы и ритуалы мы храним очень бережно, иногда в течение нескольких тысячелетий, так как они имеют отношение к самым важным категориям человеческого бытия, таким, как жизнь и смерть, добро и зло, память предков, а также продолжение рода.
Колонны
Наиболее заметной отличительной особенностью храмов являются монолитные колонны, которые иногда доходят до 3 метров высотой. Эти колонны имеют форму буквы «Т», наиболее крупные и массивные из них располагаются в центральной части храмов, а колонны поменьше образуют несущую основу для стен, которые располагаются по кругу. Многие колонны богато расписаны изображениями.
У центральных самых крупных колонн вырезаны руки, которые сложены на узком ребре колонны, как на животе. Под сложенными кистями рук, располагается красивый пояс с вырезанными символами, которые имеют форму буквы «Н», а ниже пояса, располагается изображение мужского полового органа.
На расстоянии 7 километров от Гёбекли-Тепе располагается город Шанлыурфа. Это, собственно, ближайший современный город к этому древнему комплексу. Во время современных строительных работ в Шанлыурфа раскопали статую 1,9 метров высоты. Учёные датировали находку (которую назвали «Человеком из Урфы» (The Urfa Man)) возрастом около 9000 лет до н.э. Руки мужчины были сложены на поясе, под которым отчетливо проявляется половой орган, изображенный стилем, похожим на оформление колонн Гёбекли-Тепе.
Таким образом мы можем предположить, что в центре культа, которому был посвящен комплекс Гёбекли-Тепе, могли стоять мужские божества или Бог-мужчина. Может быть это был Отец-Творец?
Дополнительным аргументом в пользу этой гипотезы может служить то, что повсеместно в разных культурах в домонотеистический период (эти культуры как правило называются языческими) главные мужские божества изображались с явным использованием фаллической символики, которая отсылала к творению, созданию, рождению мира.
Культ, частью которого были эти колонны, существовал очень длительное время. На расстоянии 47 километров к северо-западу от Гёбекли Тепе, на берегу Евфрата, был найден очень похожий храм (неолитическое поселение Невалы-Чори), который датирован уже временем около 8400 года до н.э. (примерно на 1600 лет позже начала функционирования храмов Гёбекли Тепе). Храм имеет очень похожую структуру: две крупные Т-образные колонны с «руками» в центре храма и вокруг них колонны поменьше образуют основу для стен, сложенных камнями.
Важным отличием является то, что храм Невалы-Чори имеет прямоугольную форму в то время, как храмы Гёбекли-Тепе имеют форму круга или овала. И это отличие легко объяснимо — согласно археологическим данным жилища людей изначально имели круглую или овальную форму в основании и лишь позднее приобрели форму прямоугольника. Храмы строились по принципу жилища, поэтому «мода» бытовой архитектуры была перенесена на религиозные строения, но внутреннюю структуру и символы, то есть суть религии, люди не меняли тысячелетиями. Первоначальные круглые (и овальные) храмы Гёбекли-Тепе были засыпаны около 7500 года до н.э. и над ними были построены прямоугольные залы. Таким образом прямоугольный храм Невалы-Чори действовал примерно 300 лет параллельно с действующими круглыми храмам более ранней постройки в Гёбекли-Тепе.
Храмам Гёбекли-Тепе и Невалы-Чори посчастливилось сохраниться в наибольшей степени, что нельзя сказать о других храмах с подобными Т-образными мегалитическими колоннами. Скудные следы этих храмов находят в разных местах Верхней Месопотамии в основном в верхних течениях Евфрата (Карахан Тепе, Сефер-Тепе, Курт-Тепеси и др.).
Таким образом мы видим, что культ, связанный с Т-образными колоннами, был обширным по географии и очень длительным по времени.
Поскольку мы говорим об очень древнем культе, который предшествовал известным нам уже по письменности и более поздним религиям, то логично предположить, что помимо мужского начала в этом культе обязательно должно присутствовать женское начало.
Змеи
Следующей отличительной особенностью Гёбекли-Тепе после огромных Т-образных колонн являются вырезанные на камне многочисленные изображения змей. Эти существа встречаются на колоннах и других камнях больше, чем изображения других животных.
Возможно, суть этого наиболее часто встречающегося в храмах Гёбекли-Тепе символа нам сможет подсказать одно очень примечательное, вырезанное на камне храма Гёбекли-Тепе, изображение женщины со змеиной (по форме) головой:
Это изображение сделано на камне, который располагается между колоннами стены. Головокружительная особенность этого изображения в том, что оно имеет чрезвычайно широкое распространение в наскальной живописи древнейших культур по всему миру. Например, такие же изображения найдены среди древнейших наскальных рисунков возрастом в десятки тысяч лет в Австралии, на острове Пасхи, в Южной Африке и в других регионах мира.
Австралия:
Остров Пасхи:
Южная Африка:
Последнее изображение найдено на территории Южной Африки, на которой десятки тысячелетий живут прямые потомки древнейших, самых «генетически нетронутых» людей на Земле — бушмены — носители начальной, самой первой гаплогруппы A, до которой в мужских Y-хромосомах не было мутаций. Возраст этой гаплогруппы от 75 до 120 тыс. лет. Больше всего она встречается на Земле у бушменов Южной Африки — 66% бушменов Намибии и Тсумкве имеют эту гаплогруппу. Сторонники «обезьяньей теории» происхождения людей (https://historiosophy.ru/evolyuciya-cheloveka-i-opisanie-perexodnyx-form-ot-drevnix-obezyan-do-sovremennyx-lyudej/), кстати, не любят об этом говорить, так как бушмены разбивают их «теорию» своим не вызывающим никаких сомнений в их «человекости» существованием.
Таким образом мы имеем дело с символом мировой дописьменной религии умопомрачительной древности.
Наиболее близкий по иконографии образ, который продолжает почитаться и по сей день в Индии в рамках индуизма — это богиня Ладжа Гаури. Промежуточными между древнейшими наскальными рисунками и живым культом Ладжа Гаури являются абсолютно узнаваемые образы женских богинь разных регионов Евразии:
Может ли это изображение женщины с головой змеиной формы в храме Гёбекли-Тепе быть связанным с изображениями змей, которыми буквально кишат храмы Гёбекли-Тепе?
В религиях Ближнего Востока и Средиземноморья, которые дошли до нас с первой письменностью, мы отчётливо видим соединение образа змеи (дракона, водного чудовища) с женским началом Великой Матери (Тиамат, Хумбаба, Горгона, Лилит, русалка и т.п.). В древних религиях змей часто является парным какому-то побеждающему его мужскому божеству (Тиа-мат(ь)-Мардук, Хум-баба — Гильгамеш, Аполлон и Пифон, Бог Эдема и змей-искуситель, Тор и Ёрмун-га(н)д, Зигфрид и Фафнир, Георгий Победоносец и змей и т.п.) А парным для мужчины первоначально и всегда является именно женщина.
В Египте среди наиболее древних и наиболее почитаемых божеств была Уаджит — богиня змея. В Додинастический период (ок. 5200 — ок. 3100 до н. э.) на территории поселения Деп уже находился центр почитания этой богини-змеи. Потом поселения Деп и соседнее Пе объединились в город, который был назван Пер-Уаджит (Дом Уаджит) в честь богини Депа. Культ Уаджит просуществовал в Египте вплоть до принятия христианства египтянами, то есть до первых столетий нашей эры — а это значит — не меньше 3000 лет. Не исключено, что и больше, так как мы не знаем, когда он появился в поселении Деп и существовал ли он до него. Не исключено, что культ Уаджит имеет либо прямую преемственность, либо родственную связь с образами змей в храмах Гебёкли-Тепе.
Грифы
Более того, у египетской Уаджит и змей храмов Гёбекли-Тепе есть ещё одна любопытная общая черта. Помимо змей, другим распространенным изображением на колоннах Гёбекли-Тепе являются взрослые грифы и птенцы грифов.
Примечательно то, что, когда Нижний и Верхний Египты объединились, то их соединение олицетворяли две богини: Уаджит (Нижнего Египта) и Нехбет (Верхнего Египта). Нехбет была богиней-грифом. С тех пор они очень часто используются вместе, а иногда даже изображают змею с крыльями грифа. И на коронах фараонов объединенного Египта они также присутствуют вместе: Урей-Уаджит и Нехбет:
Небхет имела культовый центр в Верхнем Египте в Нехебе (Эль-Каб, 25.116670, 32.800000), как и Уаджит, имела функции богини-матери и иногда изображалась женщиной.
Чатал-Хююк — преемник Гёбекли-Тепе
Вернемся к грифам Гёбекли-Тепе — самая известная Т-образная колонна с грифом демонстрирует человека без головы, его отрубленную голову и грифа, который смотрит на эту голову. Примечательно то, что 542 км. к западу от Гёбекли-Тепе, начиная с примерно 7400 года до н.э., то есть тогда, когда засыпали круглые храмы Гёбекли-Тепе, существовало поселение Чатал-Хююк. Там существовали святилища прямоугольной формы, без центральных колонн, но с Т-образными колоннами в основе стен. На колоннах помещены головы быков так, как головы быков были вырезаны на колоннах Гёбекли-Тепе. На стенах Чатал-Хююка были изображены грифы и люди с отделенными от тела головами. А центральным элементом храма было крупное рельефное изображение фигуры, похожей на человеческую с расставленными руками и ногами. Фигура похожа на изображение женщины из Гёбекли-Тепе. Судя по найденным многочисленным статуэткам тучных женщин (похожих на Палеолитических Венер), фигура женщины в святилище олицетворяла Богиню-Мать.
Другими словами, мы видим очевидную преемственность культов Гёбекли-Тепе и Чатал-Хююка. Не хватает только змей, скажете вы. В интерьере действительно их там не видно. Но зато в Чатал-Хююке найдены обсидиановые ножи, которые либо сами имели форму змеи (рукоятка — голова, лезвие — хвост змеи), либо рукоятка была сделана в виде змеи. Очевидно, что это были ритуальные ножи для жертвоприношений и других ритуальных манипуляций.
Таком образом мы можем констатировать, что, когда по неизвестным причинам были засыпаны храмы Гёбекли-Тепе, культ имел преемственность в храмах Чатал-Хююка.
Палестинская и левантийская гадюки
Судя по изображениям, древние строители Гёбекли-Тепе имели в виду змей, которые сегодня называются палестинскими гадюками (Pseudocerastes fieldi) и гюрзами или левантийскими гадюками (Macrovipera lebetina). Они очень ядовиты, живут в песчаных и каменистых пустынях, прячутся в россыпях камней на склонах гор и холмов, питаются птицами и падалью, ведут ночной образ жизни. Гюрзы чрезвычайно опасны для человека, так как обладают крупным (до 2 м), мускулистым телом и нападают так молниеносно, что даже опытные змееловы не успевают среагировать.
Гадюка левантийская:
Гадюка палестинская (гюрза):
Ночной образ жизни палестинских гадюк (гюрзы охотятся как в тёмное, так и в светлое время суток, в зависимости от сезона) является ещё одним аргументом в пользу того, что змеи Гёбекли-Тепе были связаны с женским началом. Во всех культурах ночь и темнота связаны с женским началом в то время, как день и свет связаны с мужским началом (см. статью Древнейшие символы, знаки и слова (мужское, женское начала, змей-дракон и огонь) — https://historiosophy.ru/drevnejshie-simvoly-znaki-i-slova/ ).
Ещё одном аргументом является то, что все змеи из-за полового диморфизма (различие между самцом и самкой) у древних египтян считались женского пола. Поэтому змеи олицетворяли в основном именно богинь — Рененутет и Уаджит (Урей).
Лисы
Другой особенностью сооружений Гёбекли-Тепе является обилие изображений лисиц. Причём лисы изображены явно и подчёркнуто мужского пола.
Натуфийская культура
Во времена «функционирования» храмов Гёбекли-Тепе на территории, которую сегодня мы называем Палестиной, располагались поселения, артефакты которых современные археологи называют натуфийской археологической культурой.
Натуфийцы примечательны тем, что, по археологическим данным, они, будучи ещё охотниками и собирателями, первые (или одними из первых) начали делать хлеб и пиво ещё до неолитической (аграрной) революции. Причем некоторые археологи полагают, что пиво варилось не в бытовых, а в ритуальных целях. Это предположение подтверждает тот факт, что следы брожения на пшенице были найдены при раскопках храмов Гёбекли-Тепе. Не исключено, что пиво использовалось в ритуалах и приносилось в качестве подношений, как это делали в более поздние периоды в месопотамских религиозных ритуалах.
Песня Идин-дагана (ок. 1975—1954 годах до н. э.), правителя Исина (шумерский город)
Тебя прославляю я, дева,
тебя величаю я песней!
Масло, плоды, молоко
семь пирожков испечённых
я тебе ставлю
на стол Страны;
чёрное пиво
я наливаю,
светлое пиво
я наливаю,
чёрное пиво,
пиво улушин,
моей царице
пиво улушин,
веселящее сердце,
создающее песни,
с благодарной молитвой
я тебе приношу;
чтобы ты примирилась,
мёд, и сливки, и пиво
я тебе приношу,
чтобы ты ублажилась,
мёд, и сливки, и пиво
я тебе приношу;
пироги, мёд и сливки
я тебе приношу,
белопенное пиво
я тебе приношу,
мёд и пенное пиво
я тебе приношу,
чтобы бог к человеку
разделить возлиянье
поспешил подойти.
Тебя прославляю я, дева,
тебя величаю я песней,
царицу небес и земли,
мою госпожу я пою;
пред моею святою богиней,
пред лицом её я веселюсь.
Госпожа, вознесённая в небе,
о владычица, ты велика.
О прекрасная дева небес,
лишь тебя достоит обожанье,
госпожа, вознесённая в небе,
о владычица, ты — велика.
Жилища натуфийцы делали полуземлянками, основа которых имела круглую или овальную форму, кровлю из камыша удерживала столбовая конструкция. Другими словами, архитектура жилища натуфийцев была очень похожа на строение храмов Гёбекли-Тепе.
Некоторые захоронения натуфийцев археологи относят к могилам людей, которые занимались жречеством. В таких могилах присутствуют кости лисиц — черепа (головы), зубы и др. В одном из захоронений, которое относят к жреческим, на бёдра женщины было одето ожерелье из зубов лисицы, в другую могилу натуфийцы положили голову лисицы.
Израильские археологи отмечают очень высокую частоту нахождения костей лисицы при раскопках натуфийских поселений. На этом основании они делают вывод, что лисиц употребляли в пищу (The role of foxes in the Natufian economy: a view from Mount Carmel, Israel. Reuven Yeshurun, Guy Bar-Oz, Mina Weinstein-Evron, посмотреть pdf). Однако, такой вывод кажется малообоснованным. Мясо лисицы исключительно неудобно готовить, поскольку оно требует очень длительной термической обработки, чтобы отбить неприятный привкус (лисы хищники, не брезгают падалью), а также избавиться от червей-паразитов, разносчиками которых лисы являются. При обилии других животных (а натуфийцы в основном охотились на газелей и диких свиней) есть лисицу — себе дороже. Поэтому, не исключено, что лисиц использовали в ритуалах, принося жертвы божествам. Не исключено также, что какое-то важное для натуфийцев божество могло иметь обличие лисицы, то есть образ лиса был своеобразной иконой этого божества. Если это так, то божество было мужским, так как лисы изображались на камне Гёбекли-Тепе сплошь кобелями.
Во время ограничений, связанных с эпидемией COVID-19, эти древние «иконы» какого-то бога обнаглели и «атаковали» города в Израиле
Приверженцы классического религиоведения скажут, что это был тотем, но достаточно сколько-нибудь глубокого погружения в историю неписьменной древности, чтобы перестать считать наших предков идиотами. Они пока не знали телевизоров, телефонов и интернета, но интеллектуальные способности у них были либо такие же, либо гораздо лучше наших. Это подтвердит любой серьезный историк.
Скорее всего, лис был образом-иконой какого-то божества. Похожее божество было в Древнем Египте. Это Анубис — бог смерти с головой шакала. Шакалы встречаются в Египте редко и похожи на песчаных лисиц (рыжие лисицы в Египте не водятся). Шакалы и лисы не только похожи внешне, но и ведут похожий образ жизни — питаются падалью. Поэтому Анубис с головой шакала и является богом перехода в другой мир — божество смерти и бальзамирования. Возможно, лис у натуфийцев тоже был образом бога, связанного с переходом человека в загробный мир.
Возможно, также бог-лис был связан с «богиней-грифом» и «богиней-змеёй», о которых мы рассказывали выше. Змеи (палестинская гадюка), грифы и лисы питаются падалью. Картину, которую мы видим на одной из колонн Гёбекли-Тепе и на стенах Чатал-Хююк, можно интерпретировать как изображение обряда воздушного погребения, когда голова умершего человека отделяется от тела, которое оставляется для того, чтобы падальщики (змеи, грифы, лисы и пр.) лишили скелет мягких тканей. После чего, кости и голова, обработанная специальным образом, предаются захоронению. Более того, в одном из храмов Чатал-Хююка было найдено изображение воздушного погребения — башни, на которых для грифов оставлялось отдельно тело, отдельно голова умершего. Не исключено, что на колонне Гёбекли-Тепе также изображены подобные башни (в верхней части).
Храмы пустыни Негев
В 2014 году в горах Эйлат в пустыне Негев был найден комплекс святилищ датированных 7100-6900 годами до н.э. То есть примерно через 300 лет после того, как засыпали первые (круглые и овальные) храмы Гёбекли-Тепе и во время функционирования храмов в поселении Чатал-Хююк в Анатолии. Тогда было обнаружено более 100 святилищ, которые располагались близко друг к другу в необитаемой местности при отсутствии поселений поблизости. В процессе последующих поисков недалеко от первоначально обнаруженных святилищ были найдены и другие подобные скопления ритуальных объектов. На состояние апреля 2018 года было обнаружено 355 святилищ.
К святилищам вели хорошо просматриваемые древние дороги, по которым, по всей видимости, осуществлялось паломничество больших масс людей. Эта пустыня была необитаемой всегда, 9000 лет назад пустыня Негев была более влажной, чем сейчас, но не переставала быть незаселенной людьми пустыней.
Святилища представляли собой круглые или овальные структуры, в которых использовались менгиры в среднем около 80 сантиметров высотой и округлые камни с отверстиями. Археологи утверждают, что менгиры являлись символами мужского начала, а камни с отверстиями — женского.
Характерно то, что камни, символизирующие женское начало, очень похожи на камни основания центральных Т-образных колонн Гёбекли-Тепе.
Таким образом, по аналогии с символикой святилищ в пустыне Негев, центральные Т-образные колонны Гёбекли-Тепе сами по себе являются фаллическими символами, которые вставлены в вульварные символы основания центральных колонн. При этом сама композиция центральной колонны храма имеет троекратную мужскую символику
При этом сами Т-образные колонны, возможно, использовались не только для обозначения мужских божеств, но и женских. В 1965 году примерно 84 километра на северо-запад от Гёбекли-Тепе, около города Адыяман была найдена скульптура 80 сантиметров высотой (как «мужские» менгиры пустыни Негев), которая была датирована около 7500 года (то есть тогда, когда засыпали первые храмы Гёбекли-Тепе) и имела вид очень похожий на центральные Т-образные колонны храмов Гёбекли-Тепе. Но это была без сомнения «женская» скульптура.
Эта скульптура имеет явную преемственность с Т-образными колоннами Гёбекли-Тепе, так как руки изображены в абсолютно одинаковом стиле с ними. При этом скульптура явным образом изображает Богиню-Мать с вульварным отверстием внизу и рожденным ребёнком. Более того, похожая скульптура, но не в виде Т-образной колонны, была найдена и в самом Гёбекли-Тепе.
Лицо у этой скульптуры, к сожалению, отбито, но несколько узнаваемых элементов читаются очень хорошо:
- Руки сложены на поясе
- Палестинские гадюки, которые вьются от земли по обеим сторонам фигуры. Возможно, указание на женское начало, а может обозначают «богиню-змею»
- Ребёнок
- Кувшин как очень расхожий во всех культурах символ женского начала, обозначающий лоно Богини-Матери
Богиня-Мать очень отчетливо присутствует в святилищах поселения Чатал-Хююк. Она представлена там статуэтками, рельефами и рисунками на стенах.
Скорее всего, женской символикой обладают также плиты Гёбекли-Тепе, Чатал-Хююка и святилищ пустыни Негев с отверстием, как у дольменов, которые позднее получили широчайшее распространение по всему населенному миру наряду с менгирами.
Позднейшие отголоски
Мы говорили уже о том, что некоторые элементы культа Гёбекли-Тепе и Чатал-Хююка могли сохраниться в рамках сложной и многогранной религии Древнего Египта. Но есть и другие отголоски в других культах.
Крит
В 1903 году среди развалин рядом с дворцовым святилищем на Крите найдены статуэтки женщин со змеями. В руке у одной статуэтки была зажата змея поднятая вверх. Другая рука у этой статуэтки была отбита у локтя, но, судя по положению, она повторяла композицию сохранившийся руки. Одежда у женщины была ритуальная — топлес. Другая статуэтка — женщина в такой же фривольной одежде выставила вперед руки, по которым вьются змеи. По бёдрам статуэтки также вьются змеи. Вторая статуэтка напоминает каменную статую женского божества из Гёбекли-Тепе, по бокам которой поднимаются змеи. Критские статуэтки датированы 1600 годом до н.э. Они искусно сделаны и тщательно спрятаны. Нет сомнений, что были и другие подобные статуэтки, которые до нас не дошли, а некоторые из них, возможно, пока не найдены.
Критскую письменность расшифровать не удалось. Критская культура была уничтожена в результате извержения вулкана Санторини ок. 1500 года до н.э. — флот и поселения были уничтожены волной, а плодородные поля завалены толстым слоем пепла. Крит восстановиться не смог. В результате на Крит пришли греки-ахейцы, культура которых погребла под собой критскую безвозвратно.
Кипр
Согласно археологии, Кипр, который находится сейчас на расстоянии около 100 километров от материка, оставался незаселенным людьми вплоть до 10 тысячелетия до н.э., то есть заселяли его уже знакомые нам натуфийцы или их ближайшие соседи. Это подтверждает вид жилищ (круглые или овальные в основании, с центральными столбами в крупных домах) и характер погребений.
Интересным фактом является то, что, согласно археологии, переселенцы завезли с собой большое количество живности, в основном собаки, овцы, козы, лани и другие животные для ведения хозяйства. Среди них были и хищники лисы. Зачем?
Если переселение осуществлялось по морю, а не по открытому в то время участку суши из-за пониженного уровня воды, то лисиц натуфийцы на Крит взяли с собой специально. Это может быть аргументом в пользу важности и ритуальной ценности этого непригодного в пищу животного.
Гадюки на Крите тоже присутствуют. Не исключено, что и их завезли специально.
Греция
Около 3000 года до н.э. на территории современных Афин уже существовало поселение. Во времена Микенской Греции этот город был одним из главных центров Ахейской цивилизации, а в первом тысячелетии до н.э. стал главным городом Греции. Город по сей день носит имя женской богини, которая, по всей видимости, была главным божеством неолитического поселения, из которого вырос город.
Одной из важных особенностей этой богини было её покровительство именно змеям и именно птицам. Вспоминаем змей и грифов Гёбекли-Тепе и Чатал-Хююка.
Мифология гласит, что первый правитель Аттики Кекропс был сыном Геи-Земли (женское начало), имел тело змеи и двойную (женскую и мужскую) природу, был судьёй в споре Посейдона (брата Зевса) и Афины (дочери Зевса), кто из них преподнесет лучший дар жителям Аттики и станет ею обладать. Посейдон ударил трезубцем и открыл источник морской воды в скале, а где Афина ударила копьём, выросло оливковое дерево. Дерево понравилось Кекропсу больше источника соленой морской (непитьевой) воды, и Афина стала главным божеством Аттики и города, названного в её честь.
Обращает на себя внимание бесполый правитель Кекропс с телом змеи. Более того, весь миф имеет явные параллели с мифом о плоде Райского Дерева Жизни. Здесь есть все составляющие: Мужское начало (Посейдон-Адам), женское начало (Афина-Ева), Бог (Посейдон — брат верховного бога Зевса), змей (Кекропс-Змей), Дерево Жизни — оливковое дерево, плод Дерева Жизни — олива, которая понравилась больше, чем дар Посейдона.
После Кекропса в Афинах правили местный житель Кранай, а потом Амфиктион (брат предка всех греков Эллина). После Амфиктиона правил Эрихтоний, который также, как и Кекропс, имел тело змеи. Он родился от Гефеста и опять Геи (Земли) и воспитывался Афиной в её храме, где и был похоронен после смерти.
Дочь морского бога Форкия и богини Кито (морское чудовище) Медуза Горгона была красивой девушкой с красивыми волосами. Она понравилась брату Зевса Посейдону (под управление которого был отдан водный мир), который превратился в птицу, настиг девушку в храме Афины (где она пряталась от него) и овладел ею. Афина почему-то не только не пожалела девушку, а ещё превратила её волосы в змей, а лицо её сделала таким страшным, что, взглянувшие на неё, каменели. Афина дала Персею зеркальный щит, чтобы убить Медузу Горгону. Персей убил несчастную, отрезал голову со змеями и после всех манипуляций с головой, отдал её Афине. С тех пор голова Горгоны является неизменным украшением одежды или щита Афины.
Троянский жрец Аполлона Лаокоонт согрешил перед своим богом, а по другой версии мифа навлек на себя гнев Афины. Аполлон послал двух огромных змей, которые доплыли до Трои, съели сыновей Лаокоонта, его самого задушили и уползли под защиту Афины в её храм в Трое, где укрылись под её щитом. С тех пор под щитом Афины изображаются змеи.
Другими словами, в Афине мы видим женское божество буквально увитое змеями.
Также очень особенное отношение Афины к птицам. В мифах она либо сама то и дело превращается в них, либо превращает в птиц других. Причём большинство птиц, в которые превращается Афина являются падальщиками: чайка, сова, ворона, ястреб, орел и т.п. Наиболее известным символом Афины является сова.
В греческой мифологии среди многочисленных отсылок к образу древней богини со змеями примечателен эпизод с Гераклом-младенцем. Геракл (сын Зевса) был тесно связан с Герой (супругой Зевса), которая имела источником своего образа древнейшую богиню Гею (Землю). Имя Геракл означало «прославленный Герой (богиней по имени Гера)».
Когда Геракл был ещё младенцем, Гера (Гея-Земля) взяла в болоте двух змей и приказала им убить Геракла-младенца. Когда змеи заползли в колыбель Геракла, тот проснулся, взял по одной змее в каждую руку и задушил их. Наиболее раннее письменное упоминание этого эпизода зафиксировано у Софокла, афинского поэта (жреца, священника), который жил около 400 года до н.э. На вазах этот миф рисовался почти столетием раньше. Не исключено, что богословский символизм этого мифа, как и многих других древнегреческих мифов, дошедших до нас, утрачен во время деградации культуры и религии в Темные века Древней Греции (1000-700 года до н.э.)
Месопотамия
В 1924 году один торговец приобрел в Южном Ираке пластину с изображением древней богини. Пластина попала в руки британским учёным, которые определили её датировку от 1900 до 1800 года до н.э. (Период Исина-Ларсы или Старовавилонский период). Таким образом, на пластине могла быть изображена одна из месопотамских богинь:
- Лилит
- Инанна
- Иштар
- Эрешкигаль
На пластине изображена обнаженная богиня с крыльями за спиной и лапами птицы вместо стоп ног. В руках богиня держит змей, по бокам от неё стоят совы. Изображение имеет явное иконографическое родство с кносскими статуэтками с Крита.
Похожие изображения богини со змеями были найдены в других местах Евразии и даже Америки.
Итог
Таким образом мы можем констатировать, что 10 тысяч лет до нашей эры в Месопотамии люди имели зрелый, сложившийся символически и ритуально религиозный культ, который просуществовал примерно до 5-то тысячелетия до н.э. и, возможно, значительные части этой религии сохранились в культах древних Египта, Греции и Месопотамии.
Характерными особенностями этого культа были:
- Акцент на мужском начале, который выражался в фаллических образах, которые в том числе были связаны с животными мужского пола (образ лиса, возможно, имеет отголосок в виде египетских богов (например, Сета), образ быка дошёл до нас в множестве древних обрядов уже письменного периода). Не исключено, что наполнением этого образа была богословская категория Отца-Творца, творящего мир и жизнь
- Акцент на женском начале, в котором подчеркивалась детородная функция. Важным символом женского начала была змея и птица. Не исключено, что наполнением этого образа была богословская категория Матери-Земли (материи), посредством которой Отец-Творец творил мир и жизнь
- Акт соединения мужского и женского начал для творения мира и жизни считался священным и, возможно, воспроизводился в святилищах в виде ритуального действия
- Религия имела отношение к ритуалу воздушного погребения — поедание мягких тканей умерших падальщиками, которые были образами духовных потусторонних сущностей, в том числе Отца-Творца (в виде лисов) и Матери-Земли (в виде змей, грифов и пр.)
- Ритуальных животных, включая падальщиков лисиц, возможно, приносили в жертву и принимали в пищу в рамках культа.
- В рамках ритуала использовалось опьяняющее пиво, которое также приносилось богам в качестве приношения.
Почему религия не дошла до нас:
- Богословское и ритуальное ядро этой религии было сформировано задолго до возникновения письменности, поэтому религия имела систему только устной преемственности
- Извержение Санторини (ок. 1500 года до н.э.) разрушило культуры Эгейской (Крито-Микенской, Минойской) цивилизации 3000-1000 годы до н.э., которая сохраняла либо всю религию, либо значительные её части.
- В течение культурно-религиозного упадка Темных веков Древней Греции 1000-700 годы до н.э. древние культы деградировали, богословие было фактически забыто, остался внешний символизм и мифы, без глубокого богословского и морально-нравственного обоснования
- В VI в до н.э. Месопотамия была завоевана Персами, что привело к деградации и гибели Месопотамской религии, которая сохраняла в какой-то, возможно, немалой степени древнейшие культы и богословие
- Морально-религиозный упадок и деградация Древней Греции, а затем и Древнего Рима привели к разрушению их религий и облегчили распространение монотеизма, где женское начало, а также оргиастические части образа Отца-Творца, изымались из богословия и ритуалов.
- Позднейшая жестокая зачистка «языческих» культов христианством и исламом окончательно уничтожила черты древнейшей религии
Очищение и возвращение
Тем не менее можно предположить, что христианство является возвратом к древнейшей чистой религии стереотеизма — поклонения Отцу-Творцу и Матери-Земле (материи). Иудаизм, а затем христианство и ислам очистили древнейший образ Отца-Творца от оргиастических наслоений, а христианство вернуло в богословие и ритуал Великую-Мать (Мать-Землю (материю)) в светлом образе непорочной Девы Марии, исключительно нарочито очищенной от любых оргиастических ассоциаций.
ПОРТАСАР
СЛОВО АРМЯНСКОГО ЯЗЫКА ЯЗЫКЕ БОГОВ
ПЕРЕВОД- ПУПОВАЯ ГОРА
И НИКАКОГО гебекле тепе