Торговля — двигатель философии. Фалес Милетский — купец мореплаватель и первый философ

585 г. до.н.э купец из Милета, успешно предсказал солнечное затмение, что сделало его знаменитым при жизни. Геродот сообщает, что Фалес, так звали купца-астронома и по совместительству первого греческого философа, происходил из рода финикийцев и путешествовал по разным странам. В Египте, который активно торговал с Милетом через Навкратис (милетскую колонию в дельте Нила), философ, видимо, почерпнул знания геометрии и астрономии. Знаменитый гражданин Милета бывал в Фивах и Мемфисе. Именно знания египтян позволили ему успешно предсказать солнечное затмение. Другим фактом из биографии хитроумного милетца, связанным с применением астрономических знаний, стало создание маслодавильной монополии после того, как ему стало известно из наблюдений за небом, что грядет погода крайне благоприятная для урожая оливок.

Милет в те времена был крупнейшим торговым городом, главой Ионийского союза полисов греческих колоний в Западной Анатолии. Этот крупный полис и на побережье Черного моря имел свои колонии, которые торговали со Скифией (например, Ольвия) и Индией (через Фасис в Колхиде). Поэтому появление здесь купца потомка искусных мореплавателей финикийцев неудивительно. Так Фалес описал для греков свойства созвездия Малой Медведицы, которое оставалось неподвижным в северной части неба. Об этом финикийцы знали давно, что давало им возможность превосходно ориентироваться в море. Таким образом, торговец передал грекам финикийские знания мореплавания.

Имя Фалес, по всей видимости, было дано в честь одного из двух символов древней единой проторелигии стереотеизма — Отца-Творца, который изображался в виде мужского репродуктивного органа и в Греции назывался фаллосом. Вторым символом была Мать-Материя, которая к тому времени уже распалась на большое количество своих ипостасей — многочисленных женских богинь. В Греции самой могущественной из них была Гера (земля) — Мать богов.

Греками приписывается Фалесу несколько астрономический «открытий», которые, вероятно, были также известны финикийцам или тем народам, с которыми тот торговал, например, египтянам:

  • Наклон эклиптики к экватору небесной сферы
  • Пять кругов небесной сферы: арктический круг, летний тропик, небесный экватор, зимний тропик, антарктический круг
  • Вычисление солнцестояний и равноденствий с неравностью промежутков между ними
  • Луна светит отраженным от Солнца светом
  • При затмении Луна закрывает собой Солнце
  • Вычисление угловых размеров Солнца и Луны (угол между линиями от противоположных точек объекта и человеческого глаза).
  • Угловой размер Солнца укладывается 720 раз в его круговой путь, как и у Луны.

Известно, что Фалес передал грекам египетский календарь, которым мы пользуемся по сей день (365 дней, 12 месяцев по 30 дней с пятью выпадающими днями).

В геометрии купцу приписывается доказательства теорем:

  • вертикальные углы равны
  • равенство треугольников с равными стороной и двумя прилегающими к ней углами
  • равенство углов равнобедренного треугольника
  • деление круга пополам диаметром
  • угол, вписанный в круг и опирающийся на диаметр, всегда прямой

Философу приписывается способ измерения расстояния до объекта (корабль в море) с помощью подобия треугольников. Этот способ теперь называется теоремой Фалеса.

Все геометрические и астрономические расчеты милетского купца имеют отношение либо к архитектуре или расчету разливов Нила для нужд земледелия в Египте, либо к мореплаванию и восходят к его финикийскому происхождению.

Однако, самым существенным открытием, которое закреплено за знаменитым милетцем, является «изобретение» философии. Устройство мира у основателя философии лишено мифической составляющей, что нехарактерно для его финикийского происхождения и окружающих его культур в тех странах, в которых он торговал. Поскольку все животные происходят из спермы, которая жидкая, а все живые существа питаются влагой, первый философ делает вывод, что все происходит из воды и в нее уходит. Все объекты мира состоят из воды, которая только меняет свое состояние. Причиной изменения состояния воды в мире является дух, который «гнездится» в воде и состоит из тонкого эфирного вещества.

Мыслитель рассматривает мир в статике, а не в динамике от создания к окончанию, как описывают мир религии. Можно предположить следующие причины демифологизации Фалесом окружающего его мира:

  • Религия финицийцев, предков философа, отличалась крайней мифологичностью и жестокостью человеческих жертвоприношений. Это, возможно, вызвало отторжение и желание создать мир без кровожадных богов
  • Милетский торговец путешествовал по разным странам и наблюдал многие самобытные культуры с разными мифологическими системами, в которые люди искренне верили. Но, истина может быть только одна, что может навести на мысль о том, что ни один миф не отражает действительное положение вещей
  • Стремление философов освободиться от богов в описании мироздания могло быть результатом протяженного и глубинного процесса освобождения общества от ненужных для повседневной жизни (в первую очередь для торговли) религиозных обычаев. Похожие процессы демифологизации происходили в Индии в те же времена.

На одной из Олимпиад патриарху философии становится дурно от жары и он умирает. Его дело продолжат Анаксимандр и Анаксимен, также граждане Милета. Около тысячи лет философия будет искать ответы на вопросы о мире и человеке в нем. Завершается она в христианском Риме, когда один из мифов постепенно становится единственно истинным для большинства людей этого мира.

Характерно то, что и Пифагор, следующий за Фалесом титан греческой философской мысли, также имеет финикийские корни. Отец Пифагора, богатый купец из Тира получил гражданство острова Самос, входившего в Ионийский союз. Рождение Пифагора предсказала Пифия, а учился мальчик у египетских жрецов по рекомендации тирана Самоса, под покровительством самого фараона. Также есть свидетельства обучения Пифагора в Вавилоне. Его теория переселения душ в значительной степени пересекается с религией индуизма. Греки в то время имели активные торговые связи с Индией.

Таким образом, международная торговля в VI в. до н.э. стала материальной базой для аккумулирования знаний со всего известного ей мира и превращения их в то, что мы сейчас называем древнегреческой философией. Характерной чертой этого феномена было стремление при рассмотрении мироздания либо отказаться от богов вообще, либо сделать их естественными элементами материального мира. Причины и последствия такого направления мысли сами по себе интересны, но являются темой отдельной статьи.

2 комментария к “Торговля — двигатель философии. Фалес Милетский — купец мореплаватель и первый философ”

  1. Не только симпатию, а считаю себя православным христианином с принятием всех элементов христианства. В данном случае имелся в виду библейский «миф» в единой системе Ветхого и Нового Заветов. И «миф» не в значении «неправда» а в значении образного описания реальных явлений

Оставьте комментарий