Символ власти, древнейшие весы и египетский уас

Одной из неразгаданных тайн современной археологии является секрет так называемых просверленных жезлов, которые древние люди создавали в период позднего палеолита. Эти артефакты также называют копьеметалками, выпрямителями стрел или жезлами начальника. Они представляли собой палки разной длины (около 10-30 см. в длину) как правило из кости. У наиболее изыскано сделанных жезлов на одном конце располагался крюк и фигурка птицы или животного, на другом — отверстие.

Эти жезлы широко использовались по всей Европе, но, проблема заключается в том, что мы до сих пор точно не знаем для чего именно они использовались. Письменность появилась у людей много тысяч лет спустя. К тому времени, судя по всему, эти приспособления уже вышли из обихода. Поэтому узнать о функционале этих артефактов от лица самих пользователей мы, к сожалению, лишены возможности.

Копьеметалка или жезл начальника

Наиболее распространенной версией использования этих жезлов является версия копьеметалок. Якобы крючок на одной из сторон палки служил для того, чтобы цеплять заднюю часть древка копья. Само приспособление использовалось как рычаг для сообщения копью большего ускорения и большей силы броска. Подобные приспособления используются и сегодня некоторыми реликтовыми народами, которые обитают на окраинах нашего «цивилизованного» мира.

Опытным путём доказано, что подобные приспособления действительно способны значительно увеличивать силу броска. Однако остаётся непонятным, зачем вместе с крючком человек вырезал на кости изысканные фигурки животных, а также непонятно, почему на другой стороне палки непременно располагалось отверстие (иногда не одно, а несколько). Предлагается, что оно использовалось для того, чтобы привязывать копьё к копьеметалке, чтобы не потерять копьё после броска. Это объяснение выглядит неубедительным. Привязанное копьё сильно проигрывает в силе броска, которую призвана увеличить копьеметалка. Не всегда удобно/необходимо иметь привязанное копье, а отверстие является отличительной особенностью этого артефакта.

Ниже представлены изображения группы жезлов, которые имеют характерный крючок и фигурку птицы или животного с одной стороны и отверстие — с другой.

Другая гипотеза заключается в том, что этот «жезл» был культовым предметом и животное, которое располагалось на одной стороне символизировало душу человека, а отверстие на другой — женское начало, которое даёт жизнь земному воплощению этой души. Предполагается, что этот жезл был атрибутом некой власти в племени, поэтому иногда называется жезлом начальника. Подтвердить эту теорию без прямого общения с пользователями или без прямых письменных свидетельств невозможно.

Все эти предположения выглядят неубедительными, поэтому необходимость в новых версиях использования просверленных жезлов до сих пор остаётся.

Древнейшие весы

Неотъемлемым атрибутом большого числа найденных просверленных жезлов является крючок и фигурка животного с одной стороны и отверстие с другой стороны. Значит эти три части у группы этих артефактов могли иметь какое-то важное функциональное значение. Одним из вариантов использования этих частей артефакта могут быть весы.

На двух рогатинах, воткнутых в землю, располагалась горизонтальная палка. На неё за крючок подвешивался жезл, к нижнему отверстию которого была привязана сетка, в которую клали то, что взвешивали. Перед висящим жезлом вкапывали ещё одну палку, на которой делили зарубки там, куда указывала выступающая часть вырезанного на жезле животного, при взвешивании.

Подобное приспособление было бы удобно для взвешивания, например, доли добычи от совместной охоты.

Владелец этих весов или ответственный за них, скорее всего, имел высокий статус в племени. Возможно, эта часть весов (которую современные археологи назвали копьеметалкой), стала со временем символом власти правителя племени или группы племён.

Изображение подобного жезла мы находим в пещере Ласко во Франции, которая находится на расстоянии около 12 км. от пещеры Ла-Мадлен, где найдены прекрасные образцы описанных выше жезлов.

Древний художник изобразил поверженного охотника, рядом с которым изображен жезл. Возможно, так художник обозначил, что этот охотник был правителем.

Египетский Уас

Примечательно то, что в египетской письменности, которая появилась примерно 7-10 тысяч лет спустя того времени, которым датированы жезлы Ла-Мадлен и рисунки Ласко, есть три базовых символа: джед, анх и уас, последний из которых поразительным образом напоминает просверленные жезлы древних людей.

 

Этот символ, который исключительно широко употребляется в древней египетской письменности, означает власть, доминирование и изображается в руках богов и фараонов.

Есть вероятность, что уас является стилизованным устоявшимся изображением просверленного жезла, который использовался дописьменными древними европейцами как символ власти.

Уас ещё интересен тем, что слово его обозначающее формируется из двух букв «w» (по-русски «в») и «s» (по-русски «с»). Гласная «а» в между ними используется как гипотетическая связка, так как египетское письмо имело только согласные звуки. То есть более адекватным оригиналу было бы слово, которое имело бы последовательно два согласных звука «в» и «с» в сочетании с одним или несколькими неизвестными гласными.

Одна из гипотез развития человеческого языка (Pagel, Mark; Quentin D. Atkinson; Andreea S. Calude; Andrew Meadea (May 6, 2013). «Ultraconserved words point to deep language ancestry across Eurasia») гласит, что около 15 тысяч лет назад (как раз время использования просверленных жезлов) в центре Евразии существовал праязык, от которого произошли все современные языки.

Если это так, то эквивалент египетского слова с согласными «в» и «с» и неизвестными гласными может быть и в русском языке. Такое слово есть. Это слово «власть», которое обозначает общественное управление. Слово «власть» в свою очередь имеет очень близкую смысловую связь со словом «волость», которое обозначает обширную территорию, в пределах которой это правление осуществляется. Происхождение этих славянских (индоевропейских) слов не изучено. Возможно, они имеют связь с египетским словом уас (?в?с?), которое изображалось стилизованным просверленным жезлом начальника.

Не исключена также связь с немецким словом Gewalt (власть, сила), которое, в свою очередь родственно английскому wield (владеть).

Ещё более головокружительное «совпадение» нас ждёт в том, что слово вес также чрезвычайно похоже на слово was, уас (в?с). Славянское слово вес происходит от слова висеть. Оба эти слова «вес» и «висеть» идеально вписываются в гипотезу верхнепалеолитических жезлов-весов, которые висели на перекладине.

Переносным значением слова вес является авторитет, значимость. Это вполне соотносится со связью весов с общественной властью древнего правителя. В английском языке эквивалентное слово weight также имеют эти два значения. В немецком такое же слово Gewicht. При этом современное английское слово произошло от англосаксонского wiht, которое имеет аналог в древнегерманском wextiz.

Также стоит упомянуть о том, что в греческой и римской мифологии весы были атрибутом Фемиды (Темис), которая была дочерью Зевса и матери богов Геи. Греки изображали Темис с рогом изобилия и весами. Римляне — с весами и мечом. Она олицетворяла правосудие и закон, то есть ту общественную сферу, которой занимался правитель как верховный судья.

Если гипотеза весов верна, то становится понятным, почему жезлы-весы вышли из обихода древних людей и перекочевали в область общественных символов. Ещё в дописьменные времена людьми были изобретены более удобные равновесные весы, которые мы видим на изображениях Древней Месопотамии и Древнего Египта.

Таким образом данные истории, археологии и лингвистики, сопоставленные друг с другом, могут приоткрыть завесу тайны верхнепалеолитического жезла начальника, которым пользовались наши предки в Европе более 10-ти тысячелетий назад.

2 комментария к “Символ власти, древнейшие весы и египетский уас”

  1. Для весов такого типа костяная часть вообще-то лишняя. Достаточно верёвки, перекинутой через гибкую палку. Но самое главное, в охотничьих племенах не делили добычу с помощью весов. Этнография подобного не фиксировала.
    Т. е. это всё же копьеметалки. А отверстие предназначено для темляка.

    • Не лишняя. После того, как нагрузили в нижнюю часть то, что взвешиваем, эту часть удобно взять кистью за костяную часть и подвесить за крючок и смотреть, что покажет указывающая часть. Всё происходящее должно быть хорошо видно свидетелям взвешивания. Возможно, имел место какой-нибудь ритуал, связанный с этим. Более 10-ти тыс. лет назад это было. Сейчас сложно это реконструировать. Возможно, это были копьеметалки, но на многочисленных рисунках охоты в пещерах Ла-Мадлен, Ласко и других нет изображения, похожего на копьеметалку в руках охотников. А эти артефакты очень богато сделаны, значит им придавали значение. Нарисовали бы, но рисунков нет. Значит они использовались в тех областях, которые не описывались на рисунках в пещерах.

      То, что этнография подобного не фиксировала ни о чём не говорит. Использовали их в Европе. Перестали использовать в дописьменные времена, когда уже весы другого типа появились. В Европе архаичных племен не осталось, которые бы сохранили эту традицию. А те племена, которые остались вне Европы, возможно, и не использовали это приспособление в древности.

      Что касается темляка, а разве этнография это фиксировала?

Оставьте комментарий

Войти с помощью: