Очертания древнейшей проторелигии

На основе археологических находок и известной нам информации о древнейших религиозных культах в разных частях Евразии можно сделать выводы о том, что, во-первых, древнейшие культы Западной Европы, Египта, Малой Азии, Палестины, Месопотамии, Индии имеют одинаковые черты, во-вторых — они восходят к одному источнику — древнейшей проторелигии, очертания которой поддаются описанию.

Самая древняя религия

Нам известны две группы символов, которые наиболее универсальны и встречаются практически во всех известных религиозных системах от наиболее древних до современных.

  1. Символы Творца (Отец-Творец). Группа символов мужской производящей силы.
  2. Символы Матери-Земли (Мать-Материя). Группа символов женского начала, из которого мужское начало формирует мир.

Творец мира

Символами Творца у древних людей были рога и мужские половые органы. Наиболее известные примеры использования этих символов:

  • 100 тыс. лет до н.э. на территории современной Германии длинной кости пещерного медведя человеком (неандертальцем) был придан вид фаллоса.
  • 33 тыс. лет до н.э. в пещере Холе Фельс (Германия) вместе с другими культовыми предметами находилась каменная копия фаллоса.
  • 18 тыс. лет до н.э. в пещере Ласко (совр. Франция) были изображены бык с гипертрофированными семенниками и человек с эрегированными членом.
  • 13 тыс. лет до н.э. в пещере Труа Фрер (Франция) был изображен человек с рогами оленя и выраженным половым членом
  • 6 тыс. лет до н.э. в горах Палестины люди отправляли культы в святилищах с фаллическими обелисками
  • с 4,7 тыс. лет до н.э. менгир Локмариакёр, карнакские мегалиты и многие другие более поздние мегалитические вертикально поставленные камни, возможно, символизировали мужские репродуктивные органы
  • 3 тыс. лет до н.э. египтяне в Мемфисе использовали джед (столб фаллической формы) как древний символ плодородия и связывали его с трансцендентным Богом-Творцом по имени Птах (Питах). Изображения быков в Египте широко использовались как символы божества.
  • 2 тыс. лет до н.э. культ Диониса отправляется в Ахайе. Символами Диониса был фаллос (в праздник носили на шестах), бык или человек с рогами быка. культы Диониса отправлялись в Греции вплоть до начала нашей эры
  • 1700 г. до н.э. Храппская цивилизация демонстрирует артефакты, связанные с поклонением фаллосу (лингаму) и богу с рогами и эрегированным мужским органом (Пашупати, прообраз позднейшего Шивы). Быки используются в хараппских изображениях. В частности сцена принесения в жертву быка соседствует с изображением рогатого Пашупати. Культ Шивы и лингама известен в средневековье и является живой религией по сей день.
  • 1450 г. до н.э. в древнем финикийском Угарите отправляли культ Баала (Ваала). Символами Баала была бычья голова и фаллический столб. Культ Баала существовал до начала нашей эры. Против этих обрядов воевали евреи в Палестине и римляне в колониях Карфагена.

Мать-Земля

Символами Матери-Земли являлись женские репродуктивные органы. Женские символы, как правило, сопровождают в культе мужские символы.

  • 100 тыс. лет до н.э. на территории современного Крыма человек (неандерталец) хоронил умерших в позе эмбриона. Подобные многочисленные находки могут свидетельствовать о символизации могилы как утробы матери.
  • 33 тыс. лет до н.э. в пещере Холе Фельс найдена фигурка беременной женщины (палеолитическая Венера) с гипертрофированными женскими детородными органами. Подобные палеолитические Венеры широко использовались по всей Евразии от Испании до Японии.
  • 18 тыс. лет до н.э. в пещере Ласко рядом с быком и человеком был изображен предмет, который часто находят в захоронениях древних людей. Так называемая, копьеметалка имела вид палки, на одном конце которой изображалась птица, на другом — вырезалось отверстие. Отверстие, возможно, могло быть символом женского детородного органа. Женская символика могла присутствовать в других многочисленных изображениях Ласко, Труа Фрер и в изображениям во многих других подобных пещерах.
  • 6 тыс. лет до н.э. в горах Палестины рядом с фаллическими обелисками находились каменные макеты женских детородных органов
  • 4,5 тыс. лет до н.э. мегалитические дольмены (в том числе и карнакские) могут быть интерпретированы как символ женских репродуктивных органов (узкий вход) и утробы (внутреннее культовое помещение). Особенно явно эта символика прослеживается в мальтийских мегалитических храмах.
  • 3 тыс. лет до н.э. египтяне использовали анх в сочетании с джедом. Анх представляет тобой кольцо с крестом. Значение этого древнего знака до сих пор не расшифровано. Возможно, он является символом женского детородного органа. Древние гробницы (мастабы) предшественницы пирамид могли символизировать женские органы и утробу также как и дольмены.
  • 1700 г. до н.э. в артефактах Храппской цивилизации наряду с лингамами (фаллосами) были найдены йони (фигурки женских половых органов) и статуэтки схожие по виду с палеолитическими Венерами.
  • 1450 г. до н.э. культ Баала отправлялся вместе с почитанием его сестры-супруги Астарты (Танит), статуэтки которой имели подчеркнутую обнаженную грудь. В культовых клинописных текстах подробно описывались акты соития Баала и Астарты. Астарта, Танит, Иштар, Кали, Кибела имеют поразительное сходство как в иконографии, так и в описании отправляемых культов.

Масса других подобных артефактов и свидетельств говорит о том, что древние люди, начиная с первых кроманьонцев, а может быть даже с неандертальцев, имели религию, которая заключалась в поклонении Творцу мира и Матери-земле как материи (материя, matter — от слова мать) из которой творится мир. Это мировоззрение можно условно назвать стереотеизмом.

Из глубокой древности до наших дней

Помимо содержания проторелигии также можно проследить динамику её развития. Возможно, индоевропейцы в Китае (псевдотохары), Индии, Иране, Анатолии, Греции, Италии и Западной Европе, и евреи в Месопотамии, Палестине (и отчасти в Египте) нашли эту религию уже на стадии сильного нравственного разложения и извращения.

Индоевропейцы, видимо, допустили смешение своих верований с этой более древней проторелигией. В Ригведе есть гимн, который дистанцирует арийскую веру от культа, так называемых членопоклонников (поклонение хараппским лингамам). Однако, впоследствии мы отчетливо видим черты доарийского древнего культа в индуистских обрядах (тантризм, йога, культ Шивы (Баала) и Кали). Судьбу веры псевдотохаров в Китае мы не знаем. Арийцы в Греции (ахайцы и дорийцы), видимо, приняли верования пеласгов, т.к. миф о Минотавре говорит об отправке людей из Афин на Крит в жертву именно Баалу. В Иране, Месопотамии и Анатолии наблюдалось смешение верований, но Эбла и Угарит дают чёткую картину господства культа Баала уже со священной проституцией и пьяными оргиями. О верованиях Западной Европы до нашей эры нам известно меньше. На рубеже древней и нашей эры Цезарь нашел там культы в самых страшных проявлениях (обряды массового сожжения людей). Римляне имели некоторые элементы древней проторелигии, но боролись с Карфагеном, который поклонялся Баалу и Астарте, используя массовые человеческие жертвоприношения, в том числе детские.

По всей видимости, евреи, имея более молодую традицию религиозного откровения, чем у индоариев, смогли эффективно дистанцироваться от древней деградирующей проторелигии и успешно воевали против нее в Египте и Палестине (Финикия Ханаан). Но в эпоху царств иудаизм испытал сильнейшее разлагающее влияние (реформы Давида и Соломона, поклонения идолам в Израильском царстве). Христианство и ислам в разное время в разной географической местности перехватили знамя борьбы у иудаизма. При этом три благочестивые авраамические традиции, выросшие из единого источника, вступили в живое историческое взаимодействие (не всегда мирное), которое продолжается по сей день.

В момент контакта с молодыми арийской и еврейской религиями (2 и 1 века до н.э.) древняя проторелигия находилась в стадии разложения (оргии, пьянство, священная женская и мужская проституция, обряды самооскопления, каннибализм и человеческие жертвоприношения). Возможно, в своем первозданном виде, она была целомудрена, не включала в себя магизм человеческих жертв, мужские символы Творца-Отца и женские символы Матери-Земли, возможно, не имели своим смысловым наполнением плотское удовольствие, а символизировали таинство творения мира трансцендентным Богом из материи (матери) Земли.

В современном мире древнейшая проторелигия продолжает существовать в нескольких формах. Тайные оккультные гностические общества, как правило, имеют символику проторелигии и соответствующие обряды. Ярким примером может служить то, что масоны считают своим основателем инженера-строителя, присланного правителем финикийского города Тир (в котором осуществлялись культы Баала и Астарты) царю Соломону для возведения Первого Храма в Иерусалиме. Формой погибшей выродившейся проторелигии можно считать атеизм как культ земных удовольствий. Современный человек, не отдавая себе отчет, воспроизводит содержание древних культов уже искаженной проторелиги. Например, поход в театр или на концерт традиционно завершается рестораном, употреблением алкоголя и интимной связью. Театр имеет свое происхождение из оргиастических праздников Диониса. Музыка и опьяняющие напитки возникли именно внутри древних религиозных обрядов, включающих ритуальное пиршество. Ритуальная половая связь (включая содомию) осуществлялась как культовое действие в древних храмах и священных рощах под руководством жрецов. Аборты сегодня, к сожалению, являются обыденным делом. В культах искаженной проторелигии дети считались самой «благочестивой» жертвой. На Крите, в Карфагене, в Палестине и в других регионах были найдены свидетельства детских жертвоприношений. Некоторые исследователи предполагают, что, таким образом, в том числе, контролировалась рождаемость и сознательно сдерживалось развитие популяции. Подобный подход к демографии мы видим и сегодня.

Неудивительно, что половая сфера (отношение отца и матери для творения новой жизни в детях) в авраамической традиции является табуированным пространством и священным таинством, которое спрятано от суетного мира, безжалостно профанировавшего и извратившего его изначальную божественную чистоту. Может в этом и состояло грехопадение?

1 комментарий к “Очертания древнейшей проторелигии”

Оставьте комментарий