1492 г. Евреи и мусульмане изгоняются из Испании недальновидными правителями. Начало массовых гонений евреев в Европе

Изаберлла I Кастильская и Фердинанд II Арагонский в 1492 г. издали указ (Альгамбрский эдикт) о том, что все иудеи и мусульмане, проживающие на территории их государства, объявляются вне закона по истечении четырех месяцев с даты указа. У иудеев и мусульман был выбор, креститься в христианскую веру, либо эмигрировать. Оставаться на территории Испании было опасно, т.к. теперь любой гражданин мог безнаказанно ограбить или убить нехристианина.

Причиной такого жестокого указа в отношении населения, которое уже 1,5 тысячи лет проживало на этой территории, была политика четы Изабеллы и Фердинанда, проводящих объединение страны под эгидой христианской веры. Примечательно то, что Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский стали прообразами Галадриэль и Келеборна в произведениях Толкиена.

Незадолго до появления этого указа о фактическом изгнании иноверцев Изабелла и Фердинанд завершили Реконкисту (отвоевывание Пиренейского полуострова у мусульман). Однако позиции иудеев, проживавших здесь ещё со времен Римской империи, и мусульман были по-прежнему сильны. Одновременно их присутствие порождало ряд серьезных проблем. Те и другие успешно занимались торговлей, а иудеи – ростовщичеством. Результатом было огромное влияние этих групп прежде всего в финансовой сфере.

Ростовщическая деятельность иудеев являлась постоянной причиной общественной напряженности. Так христиане, попадавшие в кредитную кабалу, часто пытались решить свои проблемы с помощью насилия над евреями. Христианским же властям приходилось защищать иноверцев, что в свою очередь порождало у христиан недовольство деятельностью властей. При этом иудеи никого не принуждали брать у них ссуду. Христиане брали ссуду по слабости своей веры, отказываясь жить тем, что им даёт Бог.

Вдобавок некоторые мусульмане и иудеи для того, чтобы избежать многих проблем и осуществлять свою деятельность более успешно, притворно принимали христианство. Попадая в общество христиан, но продолжая быть скрытыми иноверцами, они естественным образом становились фактором идейного разложения и формирования ересей. Для борьбы с такими ложными христианами использовалась Святая инквизиция, во главе которой стоял личный духовник Изабеллы Томас Торквемада.

Однако, несмотря на жестокие действия, преодолеть затруднения не удавалось. Таким образом, Альгамбрский эдикт пытался решить все проблемы разом, а также перераспределить собственность в руки христиан. Ведь эмигрантам запрещалось вывозить из страны золото, серебро, монеты и другие ценности. Одновременная продажа имущества эмигрантов сильно сбивала цены, и собственность продавалась очень дёшево.

Последствия эдикта вылилось в национальную катастрофу для евреев, которые веками проживали в Испании. Значение этого драматичного эпизода является огромным для всей последующей мировой истории. Сотни тысяч евреев были вынуждены эмигрировать. Многие отправились в Португалию, откуда они спустя пять лет при Мануэле I были на тех же условиях выдворены в 1497 году. В результате изгнания испанские евреи расселились в Северной Африке, Египте, Леванте, Греции и Италии. Немалая часть из них осела в Гамбурге, Амстердаме и Антверпене. Их потомки сыграют большую роль в Нидерландской революции (первой буржуазной революции) против Испании, которая разразится через 76 лет после испанского изгнания. А через 196 лет после изгнания голландские потомки испанских евреев эмигрантов станут спонсорами Вильгельма III Оранского, занявшего Английский трон и закрепившего завоевания английской буржуазной революции. После изгнания среди евреев набирает популярность учение каббалы, которое не имело широкой поддержки до изгнания.

Часть евреев крестилась и осталась в Испании. На эту часть должна была воздействовать инквизиция средствами террора. Однако деятельность Святой инквизиции привела к значительному ослаблению позиций самой церкви. Нарушался древнейший принцип разделения сфер приложения духовного влияния и светской власти. Святая инквизиция приняла на себя функции несвойственные духовному сословию, разрушая тем самым авторитет церкви.

Таким образом, евреи подверглись жестокому изгнанию фактически по причине слабости веры испанских христиан и исходя из политических соображений светских властей. Последствия этого безусловно ошибочного решения для христианского мира в целом и Испании в частности стали катастрофическими. Процессы дехристианизации, Реформации и превращения (в результате буржуазных революций) третьего сословия в главенствующую общественную группу во многом имели истоки в бесчеловечном обращении христианского государства с подданными иноверцами.

Примечательно то, что в этом же 1492 году на Руси про Иване III по православному календарю ждали конец света. Это ожидание привело к массовому голоду, ведь в преддверии второго пришествия Христа многие крестьяне не засеяли свои поля. Не исключено, что ощущение близкого конца света было характерно и для католиков того времени.

В России в это время также остро стоял вопрос борьбы с ересями, пришедшими из Литвы (жидовствующие) и связанными с иудаизмом . Но русская церковь силами нестяжателей смогла убедить Ивана III не применять методы террора в отношении еретиков. Также был успешно дан отпор партии иосифлян, которые, не без оглядки на своих испанских коллег, выступали за жестокие меры при подавлении ереси. Жидовствующие обнаружили себя в 1484 г., а сожжение главарей еретиков состоялось только в 1504 году. По желанию Ивана III, их сжигали в закрытых парубах, чтобы православный люд не видел мук казнимых. Расправы над еретиками в России не привели к ослаблению христианской веры, так как церковь не принимала в сыске и наказании такого широкого участия как Святая инквизиция в Испании.

Путь: Дуэро
Субъект: Евреи
Страна: Объединенное королевство Арагона, Кастилии и Леона
Географические координаты: 41.63333,-4.71667
Год: 1492
Место: Вальядолид

Оставьте комментарий

Войти с помощью: