Чтобы ответить на вопрос о возможной связи логотипа фирмы Apple и плода дерева познания добра и зла, необходимо обратиться к двум увлекательным историям. Первая история повествует о том, как был создан товарный знак Apple. Вторая – рассказывает о судьбе мифа об Адаме и Еве с древнейших времен до наших дней.
Почему Apple?
В 1976 году Стив Джобс, один из трех основателей производства персональных компьютеров в Калифорнии, при регистрации компании предложил название Apple (яблоко), чтобы оно печаталось в алфавитном указателе телефонного справочника выше компании Atari, в которой ранее работал Стив. Фирма Atari занималась производством видеоигр. В этом же году другой основатель компании Apple нарисовал логотип, изображающий сэра Исаака Ньютона, сидящего под деревом, на котором висит яблоко. Логотип воспроизводил известную легенду о том, что Исаак открыл закон тяготения, когда ему на голову упало яблоко. Этот не имеющий отношения к реальности миф был создан одним из биографов сэра Ньютона, Уильямом Стокли, и популяризирован просветителем и борцом с религией Вольтером. Примечательно, что Ньютон был глубоко верующим человеком и священником. Вольтер же называл церковь «гадиной», а яркая иллюстрация величия человеческого разума нужна была для идейной борьбы с христианством.
Когда христианство как официальная государственная идеология для европейцев было повержено с помощью вспыхнувших одна за другой буржуазных революций, миф о Ньютоне и яблоке уже занял прочное место в умах людей, о чем свидетельствует, например, его широкое использование в иллюстрациях к учебной литературе для детей. Таким образом, во второй половине XX века к этому мифу можно было с успехом обращаться для того, чтобы вызвать необходимые ассоциации, которые в свою очередь должны побудить потребителя к покупке компьютера. Всё по законам создания бренда! Так название и логотип стали жить вместе ради коммерческой выгоды своих талантливых создателей.
Когда через год в 1977 году появился персональный компьютер Apple II, пришлось менять логотип, который уже не соответствовал принципу простоты и ультрасовременному виду нового компьютера. Партнеры наняли профессиональных маркетологов, которые разработали варианты нового логотипа. Графический дизайнер Роб Янов «оттолкнулся» от старого логотипа и упростил его до изображения одного яблока. На выбор было представлено несколько вариантов, в том числе целое и откушенное яблоко. Выбрали откушенное, так как целое можно было спутать с вишней, а откушенный кусок хорошо гармонировал со словом байт, которое в английском языке имеет два значения – глагол «кусать» и существительное «единица цифровой информации». Позднее в интервью изданию «The Cult of Mac» (говорящее название «Культ (продукции) Мак» Роб Янов утверждал, что никакого значения, связанного с плодом от древа познания, в логотип он не вкладывал. Точка!? Но, означает ли это, что логотип Apple не является символом грехопадения? Чтобы окончательно расставить точки над «ё», нам потребуется рассмотреть историю символов мифа об Адаме и Еве.
Тигр и Евфрат брали своё начало в Эдеме
Теперь из солнечной Калифорнии перенесемся на 3,5 тысячи лет назад в Древнюю Месопотамию, где Библия располагает Рай (Эдемский сад). Попытаемся проследить миф об Адаме и Еве, насколько это возможно, с самого начала. Наиболее древним элементом мифа, возможно, является дерево. Представление о мировом дереве или дереве жизни присутствует практически во всех известных религиозных системах, что свидетельствует о глубочайшей древности этого символа. Одним из ранних упоминаний о дереве жизни является эпос о Гильгамеше, который был составлен в Месопотамии около XVIII в. до н.э. из более ранних устных преданий. Когда Гильгамеш попадает в шумерский аналог загробного мира, он встречает Утнапиштима, единственного человека, который получил от богов бессмертие. Утнапиштим, бывший правитель Шуруппака, и его жена питались плодами растения, которое стариков делало молодыми. Может быть Утнапиштим и его жена были прообразами Адама и Евы? Примечательно то, что Утнапиштим был также и прообразом Ноя, так как он единственный спасся от потопа, который наслали боги. Утнапиштим, будучи ещё земным правителем, узнал о готовящемся потопе от одного из богов и построил корабль, чтобы спастись. Именно за то, что он спасся, боги даровали ему бессмертие. Миф об Утнапишти и потопе отдельно содержится на вавилонских табличках датированных XVII в. до н.э.
Около этого же времени датированы цилиндры для печати, которые найдены также в Месопотамии. По смыслу они ещё больше приближаются к мифу об Адаме и Еве. Эти цилиндры изображают различные сцены мифа. На одном цилиндре изображено дерево, которое располагается между сидящими мужчиной и женщиной. За мужчиной изображена змея. На другом цилиндре Бог показывает плод Адаму, за которым стоит Ева с поднятой рукой. За Богом располагаются крылатые существа с головами людей. Третий цилиндр показывает Адама, обвитого змеей, стоящего рядом с деревом. По другую сторону от дерева изображена Ева. Вокруг Адама и Евы изображена борьба людей с рогатыми и крылатыми существами. На этих цилиндрах мы уже видим полный набор символов: Бог, дерево, плод, мужчина, женщина, змея. Моисей, выводящий евреев из египетского плена, в Торе, датированной около XVI в до н.э., описывает библейский миф Адама и Евы, как мы его знаем, со всеми символами и атрибутами, кроме отождествления плода с яблоком. Примечательно то, что иудеи считают основателем их религии Авраама, который вышел со своим племенем именно из Месопотами за несколько веков до египетского плена. Поэтому связь древних шумерских сказаний, вавилонских цилиндров и библейского мифа имеет под собой прочное основание и говорит о глубочайшей древности этого мотива.
Когда запретный плод стал яблоком?
Вплоть до позднего Средневековья и начала Возрождения плод с дерева познания добра и зла не имел устойчивой ассоциации с конкретным фруктом. В римских христианских катакомбах начала нашей эры миф о грехопадении часто изображался вовсе без плода из-за грубости техники, не позволяющей прорисовывать мелкие детали. Художников, иллюстрирующих списки Библий или украшающих храмы мозаикой или фресками в Византии или в Европе, прежде всего, интересовала духовная и назидательная сторона мифа. Но уже с конца XIV в. в Европе художественная техника Ренессанса становится настолько реалистичной, что требует определенности в изображении плода. Было выбрано яблоко. С тех пор на протяжении шести веков Европа изображает запретный плод яблоком. Это изображение мы видим на картинах, иллюстрациях, фресках. Позднее яблоко Адама и Евы стало использоваться в театре и кино. Результатом постоянного использования яблока вместе с Адамом, Евой, деревом и змеем стало закрепление образа в массовом сознании в качестве архетипа, к которому стало возможно обращение на бессознательном уровне, например в рекламных целях.
В рекламе широко используется обращение к архетипам. Наиболее известный пример, это использование фаллического архетипа в рекламе Coca Cola через подсознательную ассоциацию. Использование этого архетипа запускает следующее подсознательное рассуждение:
Бутылка Caca Cola — это фаллос. Фаллос связан с удовольствием. Значит бутылка Coca Cola тоже связана с удовольствием. Результатом подсознательного рассуждения является желание получить бутылку (удовольствие).
В подобную рекламу рекламодатели вкладывают миллионы долларов, а значит, высоко оценивают её эффективность.
Возвращаясь к логотипу Apple в виде откушенного яблока, мы можем предположить рекламное воздействие и в этом случае. Логотип может обращаться на уровне подсознания к архетипу запретного плода, который в виде яблока формировался в массовом сознании в Европе в течение шести веков, а в виде неопределенного фрукта находился в массовом сознании, по крайней мере, с дописьменных времен. Это яблоко связанно с неповиновением Богу, которое созвучно современному отрицанию Бога через противопоставление «религиозного мракобесия» и «прогрессивной науки» в сочетании со свободной эмансипированной от религии массовой культурой.
Продукция Apple стала популярной, культовой и статусной. Обладание ею дает владельцу ощущение сопричастности к модному, современному и прогрессивному сообществу. Поэтому логотип на подсознательном уровне теоретически может привлекает покупателей, которые настроены к религии скорее негативно. Помимо прямого рекламного эффекта, возможно, имеется побочное воздействие. Логотип на сознательном уровне обозначает позитивное явление – удобное и современное электронное устройство. Откушенное яблоко на подсознательном уровне является символом неповиновения Богу. Логотип, имеющий символику неповиновения Богу, сообщает ему (неповиновению) позитивную оценку на подсознательном уровне. Таким образом, независимо от того, какой смысл вкладывали создатели в логотип, он может считаться антихристианским и осуществлять соответствующее воздействие.
Может ли этот логотип нанести вред человеку? Древний архетип несет в себе явно негативную оценку откушенного плода (яблоко). Современный же символ логотипа несет в себе подчеркнуто позитивную оценку. На уровне подсознания это несоответствие (конфликт) может вызвать психоз.
Бог, как всегда, предоставляет человеку полную свободу действий и выбор всегда остаётся за нами.