Ветхозаветный и евангельский символизм
Шир — это Рай
Саурон — это сатана, который искусил людей, создав грехи (Кольцо). Плод древа познания добра и зла (в современной интерпретации — яблоко) имеет округлую форму. Кольцо также имеет круглую форму.
Орки и назгулы — это демоны, падшие ангелы
Гэндальф — это пророк, который рассказывает людям (хоббитам), что грех и демоны завладеют миром, если не избавиться от греха (покаяться) — от Кольца
Эльфы — это ангелы, которые уходят из мира (Средиземья), вытесняемые грехом и демонами
Фродо — это Иисус, спаситель, непорочный муж-отрок одиночка, взявший на себя грехи людей (Кольцо), на которые их искусили демоны и сатана
Падение Фродо в реку Ивлинку — Крещение Иисуса в Иордане
Искушение Фродо присвоить Кольцо себе — это искушение Иисуса в пустыне сатаной
Братство Кольца — это апостолы
Боромир — это Иуда
Принятие решения Фродо идти одному — это Гефсиманское моление
Путь в Мордоре — пост в пустыне, распятие
Пленение Фродо в Кирит Унголе — истязание Иисуса римскими солдатами
Путь к горе Ородруин — путь на Голгофу
Сэм — Симон Киринеянин, который помогает нести Крест Иисусу на Голгофу
Голум — люди, которые безвозвратно предались греху, Кольцу
Разрушение ворот Мордора — разрушение ворот ада Иисусом
Присутствуют и другие параллели
Доавраамический символизм
Саурон, гора Ородруин, драконы назгулов, Шелоб, тьма, ночь, страх, жестокость — всё это намёки на женское начало Великой Матери (Тиамат, Гера, Деметра, Геката, Инанна, Астарта, Кали Ма, и т.п.)
Кольцо — вульварный символ женского начала Великой Матери
Тёмная бездна сырой пещеры (где Бильбо нашёл Кольцо) с тёмной водой и водным чудовищем (Голумом) — это указания на Великую Мать. Древние пещерные святилища женского начала Великой Матери являлись именно такими пещерами. Влажная темная пещера сама по себе имеет вульварную женскую символику.
Белое дерево — символ Отца-Творца
Гэндальф Белый — жрец Бела (Шумер), Баала (финикийцы), Дьяуса пита (индуизм), Пта (Египет), Дьюса (Зева, Греция), Юпитера (Рим), Мардука (Вавилон), Тьянь-ди (Небо-Первопредок, тюрки), верховного бога неба, бога света и белого дня.
Исторический символизм
Арагорн, дунаданы и вожди Запада — это беднеющее и слабеющее сословие аристократов (воинов-управленцев и правителей) в конце Средневековья и в Новое время. Это военное сословие, которое народ кормил за услуги защиты их интересов перед внешними и внутренними угрозами. За интересы людей аристократы (правители и их дружина) умирали на поле боя, как Теоден, Хальбарад, Хама и другие. В Новейшее время их заменили глупые и трусливые буржуа, которые во Властелине колец представлены Сусленем Маслютиком, который являлся важной персоной, сравнимой с правителем, в Брыле.
Суслень Маслютик — буржуа, предприниматели, которые не понимают и не знают о борьбе добра и зла, если она непосредственно не касается прибыли их предприятия (трактир «Гарцующий пони»), сбыта их товара (Гэндальф грозится испортить пиво Сусленя). Называет Арагорна бесполезным и опасным бродягой. Именно суслени получили в свои руки политическую власть после буржуазных революций, и используют её сегодня только на благо своего кошелька, грабя народ через ростовщичество и рекламу, которая с помощью передовых психотехник заставляет людей покупать те товары и услуги, которые им на самом деле не нужны. Они сгоняют людей из сельской местности (из Шира) в города (Брыли), туда, где люди не могут сами вырастить себе пищу и сделать себе орудия, туда, где люди всё для жизни вынуждены приобретать за деньги у буржуа, предпринимателей, коммерсантов.
Символизм наоборот
Йовин убивает змея-дракона, которого главный Назгул использует как боевого воздушного скакуна — это перевернутый символизм древнейшего мотива дракона и драконоборца. В древних религиях всегда мужчина-герой или бог-мужчина побеждает чудовище змея:
Мардук и Тиамат, Гильгамеш и Хумбаба, Ра и Апоп, Зевс и Тифон, Аполлон и Пифон, Персей и Горгона, Персей и морское чудовище, Геракл и Лернейская гидра, Ясон и дракон, Тор и Ёрмунганд, Беовульф и мать Гренделя, Святой Георгий и змей, Зигфрид и Фафнир, Иисус и сатана (Красный дракон в Апокалипсисе).
Символ этого противоборства: мужское светлое духовное начало побеждает тёмное материальное женское начало
У Толкина же Йовин — дева, которая побеждает убивает дракона, на котором сидит главный назгул. Йовин похожа на Афину, Астарту, Кали Ма и других кровожадных дев-богинь воительниц. А также на Персефону, которая спускается в царство Аида, но возвращается (мнимая гибель Йовин). С помощью хоббита, она убивает и назгула. Получается, что «светлое» женское начало побеждает «тёмное» мужское начало.
Кольца на воде
В произведении Толкина черпали свое вдохновение многие литераторы. Например, Роулинг своего Гарри Поттера, особенно последние книги, явно срисовывала с «Властелина колец». Прискорбно то, что произведение, наполненное библейским символизмом, через переработку других «художников» породило антихристианские трактовки, воспевающие колдовство и содомию. Роулинг призналась в одном из своих публичных выступлений, что Дамблдор (аналог Гэндальфа) — содомит. А режиссер голливудского фильма «Властелин колец», Питер Джексон использовал также известного содомита в роли Гэндальфа. Так перевернутый символизм возобладал над прямым. В современной массовой открыто богоборческой западной культуре тёмное женское начало, выдавая себя за светлое, победило светлое мужское, выдавая его за тёмное. А исключительно евангельская трактовка «Властелина колец» уже почти не угадывается, так как залеплена пошлостью и грязью сусленей маслютиков, которые на этом, как обычно, сделали свою прибыль.
Ничего не поделаешь. Наша задача сохранять верность, несмотря ни на что, до последнего сражения, которое решит всё. Тогда мы сможем спокойно вернуться в наш любимый Шир! ))