Важная функция духовной страты

В предыдущей статье «Историософия трех страт» описывается теория последовательной смены трех эпох. Эпоху духовной страты (жрецов, брахманов, священников) сменяет эпоха властной страты (правителей, администраторов-чиновников, воинов). Следующая эпоха отличается главенством материальной страты (ростовщики, торговцы, работники производства и сельского хозяйства). Каковы же причины перехода от одной эпохи к другой? Почему духовная страта уступила доминирование властной страте в древности? Почему материальная страта (изменив со временем свою структуру) подчинила духовную и властную страты в наши дни?

Напомним, что в разных эпохах функции страт не меняются. Духовная страта всегда отвечает за духовную сферу, властная страта – за управление и безопасность, а материальная страта – за воспроизводство. Меняется иерархия ценностей. Главная ценность духовной страты — это духовное здоровье всех членов общества, которое позволяет, на языке древнего общества, находиться в единении с богами. Как описывалось это духовное здоровье древними священниками нам неизвестно. Но можно предположить, что имели место общечеловеческие вневременные императивы, такие как «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «не лги», «не завидуй» и т.п. Основные ценности властной страты — это сильная власть и военная мощь. Ценностью же материальной страты является удовлетворение своих желаний, включая самые низменные.

В дописьменное время, в Золотой век, когда все члены древних обществ разделяли ценности духовной страты как главные, войны должны были случаться крайне редко. У нас нет свидетельств крупных военных конфликтов в дописьменные времена. Возможно, не удается археологически обнаружить следы сражений, которые не могли быть крупными из-за низкой плотности древнего населения и отсутствия государства. Однако, одновременно в дописьменную эпоху чётко проступают следы огромных культовых сооружений мегалитов, которые строились людьми без физического принуждения (т.к. не было государства). Даже ранние египетские пирамиды, согласно современным исследованиям, строились без принуждения лично свободными египтянами.

Таким образом, археология подтверждает возможность существования Золотого века, о котором пишут Гесиод, Пураны, Библия и др. древние источники. Общество находилось в равновесии. Все три страты соглашались с верховенством ценностей духовной страты, при котором ценности властной и материальной страты не могли быть разрушительными. Если властная страта соблюдает заповедь «не убий», то она будет только защищать своих соплеменников, стараясь при этом сохранить жизнь агрессору (надеясь на его будущее исправление), и тем более не пойдёт убивать ради усиления власти и безопасности. Если древний охотник-собиратель (материальная страта) соблюдает заповедь «не прелюбодействуй», то он не будет приставать к жене своего соседа, несмотря на стратовую ценность удовлетворения своих желаний.

Военные конфликты нам становятся известны не раннее шумерского времени. Причиной этого может служить возникновение письменности (которая донесла до нас более древние устные предания) или переход от Золотого века ценностей духовной страты, к главенству ценностей властной страты (воинов, героев, правителей). В эпосах о Гильгамеше и Энума Элиш мы уже видим четкое возвышение властной страты над духовной стратой. Боги становятся похожи на грешных людей, а мощь власти и военной силы являются предметом восторженного воспевания. Эпоху властной страты (героев-правителей) мы наблюдаем уже в Древней Месопотамии задолго до Древней Греции, где герои-правители также возводились в ранг богов.

Почему произошел этот переход от идиллии единения с богами, к богоборчеству и кровавым войнам? Одной из причин может быть то, что духовная страта перестала выполнять в полной мере важную функцию объединения людей общечеловеческими ценностями. Итогом стали войны и усиление властной страты, которая выдвинула свои ценности на первый план. Всё общество уже ориентировалось не на жречество, а на правителей-воинов и армию. Под влиянием каких факторов (демографических, природных, общественных) происходил этот переход? Какие события его сопровождали? Эти вопросы требуют отдельных исследований. Археология пока не может ответить на такие вопросы, а письменность ещё не существовала. Сама письменность могла стать результатом этого перехода. Духовная страта чувствовала, что её время безвозвратно уходит, и стала формировать механизмы надежной передачи своих ценностей через поколения. Сначала таким механизмом было заучивание религиозных гимнов наизусть и передача их из уст в уста от старца к юному ученику. Важным элементом этого механизма была устная поэзия (рифмованные тексты легче запоминаются), которая в древности была исключительно религиозной. Впоследствии, когда и этот механизм не позволял надёжно передавать информацию, получила свое развитие древняя письменность, которая везде начиналась фиксацией именно религиозной информации.

Вплоть до наших дней, когда духовная и властная страты уже подчинились материальной страте, священники и другие представители духовной страты пытаются вернуть общечеловеческие духовные ценности в область общественных приоритетов. Это иногда удаётся, но, на сравнительно непродолжительное время. Как правило, эти периоды связаны с осознанным стремлением правителей-управленцев (властная страта) подчиниться ценностям одной из архаичных групп духовной страты — священникам. Сделать эти ценности главными и вернуть обществу ценностную иерархию Золотого века. В отечественной истории это были, например, времена Крещения Руси, правления Андрея Боголюбского, Ивана Грозного и его сына Фёдора и другие периоды. Возможно, сегодня мы являемся свидетелями одной из таких попыток, когда важная функция духовной страты становится одним из значимых факторов общественной жизни.

Однако, большинство современных представителей духовной страты, которыми является творческая интеллигенция, задействованная, как правило, в шоу-бизнесе и маркетинге, ориентированная на ценности материальной страты, воинственно препятствуют этому процессу. Самыми яркими современными примерами такого противодействия являются Пуси Райот и Шарли Эбдо. Западное «прогрессивное» сообщество, где материальная страта безраздельно победила и подмяла под себя другие страты, активно помогает нашим «передовым» представителям духовной страты бороться с консервативно настроенными представителями властной и духовной страт. Примечательно то, что на стороне последних в России молчаливо выступает большинство представителей материальной страты. Станут ли общечеловеческие духовные ценности снова приоритетными в России? Время покажет.

3 комментария к “Важная функция духовной страты”

    • Шпенглер не смотрел дописьменные культуры, поэтому его взгляд ограничен и европоцентричен. Циклов много, есть циклы отдельных цивилизаций, есть циклы отдельных городов, есть циклы более длинные — религиозные, которые захватывают несколько цивилизаций (стереотеизм, политеизм, монотеизм, атеизм). Возможно, есть очень длинные циклы социологические (духовное общество, властное общество, материальное общество). Чтобы понять историю, нужно разбираться во всех этих циклах и какие причудливые узоры взаимодействия они рисуют в каждый период истории в конкретном месте на Земле

      • Доброго времени суток! Возрождение страт Духа хорошо объясняет такая наука, как Философия Синтеза. Здесь описывается 16 страт Духа от Жертвенности до Иерархичности. Это новый взгляд нашей современности.

Оставьте комментарий