Универсальная социальная стратификация. Историческая социология

Современные история и социология учат, что исторические типы социального расслоения отличаются друг от друга. Но если пристально посмотреть на критерии стратификации и на сами выделяемые группы и слои, то мы увидим 100% сходство общественной структуры во все времена известной нам человеческой истории.

Исторические типы стратификации

В современной науке выделяются следующие типы разделения общества на слои:

  • Рабовладение
  • Касты
  • Сословия
  • Классы

Рабство существовало с древнейших времен. Когда христианство распространилось в Европе, то рабство на этой территории сошло на нет, благодаря христианским религиозным принципам. Но оно параллельно продолжало существовать на территориях, на которых христианство не было государственной религией (например, в исламских владениях).

Более того, позднее, в период существования христианского сословного общества в Европе произошло закрепощение крестьян, которое по своим основным признакам можно расценивать как полноценное рабство.

Рабство существовало параллельно с кастовым и сословным обществом. Таким образом расценивать его как полноценную систему стратификации, исторически дистанцированную от других систем, нельзя.

Что касается каст и сословий, то, если пристально взглянуть на эти системы разделения общества, мы увидим стопроцентное сходство.

Касты (варны) были сформированы в Индостане индоевропейцами, которые вторглись туда с севера около 1700 года до нашей эры и потеснили местное население. Считается, что кастовая система начала оформляться в жесткие обособленные группы с блокированием социальной мобильности (то есть с затруднением перехода из одной группы в другую) именно в это время. Тогда существовали 4-ре касты (варны): брахманы, кшатрии, вайшья и шудры.

При этом только трем первым варнам, представители которых называются по традиционному обряду инициации «дваждырожденными», разрешалось изучать священные тексты индоариев Веды. Шудрам это запрещалось. Почему? Потому, что шудры были сформированы из местного иноплеменного населения, которое имело другие религиозные традиции. Со временем часть этих религиозных традиций соединилась с ведической религией и образовались различные течения и трактовки индуизма. Со временем в индийском обществе появились новые низшие касты, но три высшие варны «дваждырожденных» остались без изменений.

Всё это говорит о том, что изначально до прихода в Индостан у ариев было 3 варны, которые идеально соотносятся с 3-мя сословиями европейцев: духовенство, воинская аристократия, податное население (крестьяне, ремесленники, торговцы, ростовщики). И это неудивительно, ведь генетически представители трех индийских варн (гаплогруппа R1a) и европейцы (гаплогруппы R1a и R1b) — братья.

Структура общества по Генеральным штатам

Если взглянуть на другие территории и исторические периоды, то такую же структуру мы встречаем в греческой филе, которая также делится на три группы с таким же общественным функционалом, как и у описанных выше варн и сословий. Такая же структура была и у латинской трибы. Само название имеет в себе указание на три части: три-ба. Латины также были индоевропейцами. А во всех индоевропейских языках числительное «три» до сих пор произносится одинаково. Римское общество формировалось именно из триб.

Если мы посмотрим на Древнюю Персию, то увидим там четыре сословия: жрецы, воины, народ (крестьяне, ремесленники, торговцы) и писцы. Очевидно, что четвертое сословие появилось после начала применения письменности. До письменности этих сословий было три, и они идеально совпадают с тремя варнами «дваждырожденных», структурой фил и триб, а также со средневековым сословным делением европейцев.

В кабинетной теории классового разделения общества, которая появилась по историческим меркам совсем недавно, понимание базового деления на три группы отсутствует. Классовый подход делит всё человеческое общество на две группы и отражает ситуативную историческую реальность перехода от традиционного общества аграрного типа к индустриальному городскому капиталистическому, что само по себе является деградацией и «болезнью» общества (об этом ниже).

Однако внутри этих двух групп, также фактурно проступают три европейских сословия. Создатель теории классов, немецкий журналист и выходец из раввинской семьи К. Маркс (потомственный жрец) к группе эксплуататоров причислил духовенство (жрецов) и аристократов (дворян, военную аристократию — воинов), а также ту часть податного населения, которую составляют торговцы/ростовщики (торгово-финансовая буржуазия) и владельцы промышленных производств (промышленная буржуазия) – буржуазию. В группу эксплуатируемых Маркс записал ту часть податного населения, которая занята непосредственным производством пищевой и промышленной продукции (рабочих и крестьян) и которая в конкретной исторической ситуации попала под гнёт тех, кого она кормит и содержит, ожидая в обмен по традиции защиту, справедливость, заботу и просвещение. Ожидает, но не получает взамен почти ничего по причинам, которые будут описаны ниже.

Универсальная структура любого общества

Таком образом, мы можем предположить, что базовая функциональная структура человеческого общества стабильна и универсальна на протяжении всего исторического процесса на всей территории обитания современных людей (кроманьонцев). Ситуативная структура может иногда отличаться, три универсальных слоя у разных народов могут называться по-разному, но принцип разделения на эти слои неизменен.

Самый многочисленный слой составляют люди, которые производят продовольственную и ремесленную (промышленную) продукцию и из тех, кто занимается распределением этой продукции в обществе (торговля, ростовщичество). Его можно назвать материальной стратой, так как этот слой находится ближе двух других к матери-земле. Их задача воспроизводить общество (создавать семьи, рожать и воспитывать детей), создавать и распространять материальные блага.

Вторым слоем является властная страта. Представители этой группы ничего не производят, но оберегают представителей материального слоя и защищают их. Иногда ценой собственной жизни. Это воины. Позднее, внутри этого слоя выделилась отдельная группа государственных чиновников, которые исторически произошли от воинов. Среди воинов/чиновников выбирается самый смелый, сильный, мудрый и справедливый – правитель. Не путать с царем! Слово «царь» произошло от имени авантюриста и римского полководца Гая Юлия Цезаря, который даже не был императором и погиб за 44 года до рождения Христа. Поэтому, древних правителей на протяжении тысячелетий до нашей эры называть царями некорректно. Они были правителями.

Представителей этого второго общественного слоя кормят и обеспечивают всем необходимым более многочисленные представители первого материального слоя в обмен на выполнение функций внутренней и внешней защиты и справедливого разрешения споров. Эти функции выполняются с помощью инструмента, который называется «власть». Важно понимать, что производящий народ позволил над собой осуществлять власть именно потому, что получал от этого выгоду. Поэтому этот второй слой можно назвать властной стратой.

Наши предки в абсолютно подавляющем своем большинстве были людьми религиозными, знали о том, что потусторонний мир является объективной реальностью и постоянно общались с этим нематериальным миром.

Большинство из них общались со светлой (позитивной) его частью. Поскольку это общение было делом не только личным или внутрисемейным, но и общественным, то для коллективных богослужений выбирались жрецы и их помощники. Эти люди также содержались за счет многочисленного материального слоя, и занимались исключительно общением с потусторонним сверхъестественным нематериальным миром ради блага всего общества. Они были профессиональными посредниками между вечным духовно-интеллектуальным миром и сиюминутным материальным миром бытовой повседневности.

С течением времени этот слой усложнялся и дифференцировался внутри. В отдельные группы внутри него выделились учителя, врачи, учёные, философы, музыканты, художники, артисты, литераторы, журналисты, блогеры и т.п. Все те, кто занимается духовно-интеллектуальной деятельностью: изучают мир, учат людей, лечат их духовные и физические недуги, возвышают (или губят) человеческие души. Весь этот слой можно назвать духовной стратой.

Вне вышеперечисленных трех слоев людей не существует. Даже изгои-преступники, которые находятся вне общества, имеют принадлежность к одному из трех слоев, к которому принадлежали до изгнания (общественной изоляции).

Таким образом, мы можем констатировать, что разделение людей на три вышеперечисленных слоя универсально. Социальная стратификация современного общества ничем не отличается от деления разных обществ в разные периоды истории в разных уголках Земли.

В здоровом состоянии социума между этими слоями нет иерархии также, как нет иерархии между разными цехами одного завода или внутренними органами человеческого тела. Это общественное разделение труда, которое позволяет всему обществу существовать благополучно. В здоровом обществе также существует высокий уровень социальной мобильности, который позволяет талантливым людям беспрепятственно вливаться в тот или другой слой в соответствии со своими наклонностями и дарованиями.

Три страты древних франков

Три страты

Причины возникновения социального неравенства

Если группа представителей какого-то из трех слоёв перестаёт осознавать свою функцию и специфическую стратовую ответственность перед всем обществом, а также пытается доказать свою иерархическую первостепенность, и старается аккумулировать на этом основании вокруг себя избыточные общественные блага, возникают проблемы – общество начинает болеть и деградировать, а также возникает социальное неравенство как проекция этой насаждаемой неестественной иерархии.

Если духовный слой пытается выстроить под собой иерархическую пирамиду, то получается диктатура коррумпированных жрецов, которая начинает лить кровь своего народа, обосновывая это высшей духовной необходимостью (например, человеческие жертвоприношения финикийцев или Священная инквизиция).

Если властный слой пытается объявить себя группой, которая своими правами возвышается над всем, включая справедливость (которую этот слой функционально обязан, напротив, оберегать), то мы видим кровавые тирании диктаторов-аристократов.

Если одна из двух групп материального слоя начинает мнить себя пупом земли, то возникает либо либеральный террор в виде торгово-финансового капитализма (группа торгово-ростовщической буржуазии), либо кровавый народный террор, который сопровождал крестьянские народные восстания, французскую, английскую и русскую революции.

Все эти попытки иерархизации этих трех слоев ведут к общественным потрясениям, деградации, но потом неминуемо к возвращению к базовой структуре и восстановлению изначального базового статус-кво.

Сегодня в глобализованном мире мы переживаем подобную попытку иерархизации общества под эгидой торгово-ростовщической группы материальной страты. Эта болезнь называется рыночным буржуазным капитализмом.

Оставьте комментарий