Теория трёх страт

Человеческое общество всегда состоит из трех обособленных групп (страт), которые делят между собой без остатка сферы общественной деятельности. Духовная страта занимается религией, искусствами, образованием, здравоохранением и наукой. Властная страта – государственным управлением, политикой и безопасностью. Материальная страта – производством и обменом. Эта структура является постоянной независимо от того, как различные общества осознают своё строение в данный исторический момент.

Ценности страт

Каждая из трех страт формирует отдельный вид общественных ценностей. Духовная страта формирует духовные ценности. Властная страта формирует ценности власти. Материальная страта формирует материальные ценности.

Типы обществ

В зависимости от того, какие ценности признаются главными, общества различаются по типу.

В обществе духовного типа духовная страта самостоятельно формирует духовные ценности. Властная страта охраняет эти духовные ценности. Материальная страта разделяет духовные ценности как главные.


В обществе властного типа духовная страта формирует ценности исходя из интересов властной страты, которая считает свои ценности власти главными. Материальная страта признает ценности власти главными.

В обществе материального типа духовная страта формирует ценности исходя из интересов материальной страты, которая считает свои ценности главными. Властная страта разделяет главенство материальных ценностей и охраняет их.

Философия истории

Историю человечества можно разделить на три периода. В течение первого периода превалируют общества духовного типа. Начало этого периода неизвестно. Этот период закончился в дописьменное время. В течение второго периода превалируют общества властного типа. Второй период начался в дописьменную эпоху и закончился в XVI веке с началом буржуазных революций и глобализации международной торговли. В течение третьего периода превалируют общества материального типа. Третий период начался в XVI веке и длится по сей день.

Применение

Теория позволяет объяснить причины конфликтов между различными группами современного общества и пути дальнейшего развития человечества.

Конфликты социальные и международные

Традиционалисты vs модернисты

Традиционалисты считают общества духовного и властного типа лучше, чем общество материального типа, за дальнейшее углубление которого выступают модернисты. Эти позиции непримиримы. Конфликт неразрешим.

Духовенство vs интеллигенция

Этот конфликт находится внутри духовной страты современного материального общества. Духовенство считает духовные ценности первостепенными, т.к. исходит из превосходства общества древнего духовного типа. Творческая и научная интеллигенция защищает главенство материальных ценностей современного общества, так как отстаивает интересы материальной страты. Эти позиции непримиримы. Конфликт неразрешим.

Конфликты по причине поглощения сфер деятельности главенствующей стратой

Если общество духовного типа находится в первоначальном равновесии, то при переходе к властному и материальному типам, новая главенствующая страта имеет тенденцию поглощать сферы деятельности других страт.

В обществах властного типа, правитель из властной страты может принимать на себя функции представителей духовной страты, становясь правителем-жрецом. Это приводит к конфликтам между представителями властной и духовной страт.

В обществах властного типа властная страта стремится поглотить сферы искусства и науки. Искусство требуется для воспевания власти и формирования героического пафоса. Наука требуется для совершенствования технологий войны. Результатом является конфликт чиновников власти с творческой и научной интеллигенцией.

В обществах материального типа материальная страта стремится поглотить такие сферы духовной деятельности как образование, здравоохранение и науку, чтобы сделать их коммерческими. Это приводит к общественным конфликтам в результате ухудшения качества образования, здравоохранения и науки.

Международные конфликты

Материальный тип общества сформирован в основном на условном северо-западе плоской карты мира. Общества властного типа сгруппированы в основном на юго-востоке мировой карты.

Северо-Запад развил материальный тип общества до определенного уровня. Юго-Восток пока находится на стадии перехода от властного типа к материальному типу. При этом в обществах Юго-Востока есть группы, которые предлагают вернуться к духовному типу общества. Таким образом, между Северо-Западом и Юго-Востоком наблюдается некий «цивилизационный разрыв». Северо-Запад, с одной стороны, экономически эксплуатирует общества Юго-Востока, с другой стороны, заинтересован в сокращении разрыва. Если цивилизационная дистанция увеличится, то более централизованный в государственном и общественном отношении Юго-Восток может поглотить Северо-Запад. Поэтому Северо-Запад (против своих либеральных принципов) вынужден содержать большую убыточную военную силу для своей защиты. Он вынужден предпринимать меры по ослаблению государств Юго-Востока. Он вынужден вкладывать средства в формирование материального общества в государствах Юго-Востока вплоть до организации революций. Он вынужден организовывать разрушение групп, которые предлагают вернуться к обществу духовного типа или предлагают усиливать властный тип общества.

Прогноз развития

Материальная страта продолжит поглощать сферу управления и политики. Управление обществом будет осуществляться через духовную манипуляцию посредством духовной страты в интересах материальной страты. Верхушка материальной страты продолжит поглощать функции духовной страты. В итоге верхушка материальной страты (владельцы торговых корпораций и банков) станут духовной стратой и реализуют исходную иерархию ценностей. Но материальные ценности стремления к удовольствию станут называться духовными ценностями. Властная страта будет охранять эти ценности. Действия людей в обществе исходя из духовных ценностей станут девиацией.