Деметра, по-гречески Δήμητρα (Димитра). На аттическом диалекте имя звучит как Dēmetēr (Дэмэтэр), а на дорийском Dāmātēr (Даматер). Вторая часть слова (метра, митра, мэтер, матер) имеет безусловное значение «мать». Первая часть слова (де, ди, да) может интерпретироваться по-разному:
- Божество — di-we (Див) по-микенски означает «верховный бог» (Зевс), Dyeus — праиндоевропейский бог дневного неба, имя которого родственно словам «день», «day», «тянь ди» (天). Последняя категория лежит в основе божества евразийских кочевников Тенгри
- Небесный, светящийся — праиндоевропейское слово deiwos
- Дева (девушка) — очень древнее слово, которое сохранилось в большинстве индоевропейских языков с минимальными изменениями. Это слово буквально означает «способная давать молоко», то есть подательница, дающая. Сравните со старославянским «дати» (давать).
- Де (ди) — это видоизмененное ге (ги), гея, gea — земля
Все вышеперечисленные смыслы тесно связаны друг с другом и могли смешиваться посредством народной этимологии в единый смысловой конгломерат. Таком образом, само имя Деметры нам уже очень много говорит об этом древнем божестве — это светлая богиня-мать, которая связана с землёй и небом и даёт людям блага.
Деметра входила в число 12-ти олимпийских богов и была очень любимой и почитаемой богиней, так как была связана с земледелием, питающим людей ежедневно, а также составлявшим основу их трудовой деятельности.
Самые ранние текстовые источники нашего знания об этой богине представлены поэмами Гомера и Гесиода, которые жили примерно около 700-800 годов до н.э. в Греции. В поэмах Гомера и Гесиода мы видим зрелое, сложившееся и укоренившееся почитание Деметры, из чего можно сделать вывод о глубокой древности богини.
Центром почитания этого женского божества считается Элевсин, город расположенный примерно в 4-х часах ходьбы от Афин. В храмовом комплексе Элевсина отправлялись Элевсинские мистерии (тайное богослужение Деметре). Суть и содержание мистерий до нас не дошли, но есть многочисленные свидетельства о том, что принимавшие участие в этих таинствах греки получали твердую и нерушимую веру в загробную жизнь.
Согласно археологии Элевсина, таинства Деметры были там учреждены примерно около 1500 года до н.э. Это очень примечательное время. Около этого времени происходило несколько исключительно судьбоносных событий:
- На острове Санторини (в геометрическом центре огромной массы островов Эгейского и Критского морей) взорвался вулкан, уничтожив торговый, культурный и религиозный центр Минойской цивилизации, который там располагался. Взрыв был настолько сильным, что волны и пепел уничтожили флот и сельское хозяйство Крита (другого центра Минойской цивилизации, это куда плавал Тесей убивать Минотавра), который располагался на расстоянии 120 км от Санторини. Минойской цивилизации с этим взрывом пришёл конец
- По одной из версий Исхода евреев из Египта, именно около 1500 г. до н.э. Моисей вывел свой народ из под власти фараона Яхмоса. Пепел взрыва Санторини и сопутствующие взрыву геологические явления составили часть Казней египетских, описанных в Библии
- Около 1500 г. до н.э., воспользовавшись ослаблением минойцев, на острова Эгейского и Критского морей, включая Крит, вторгаются микенцы (ахейцы), которые, приехали на территорию современной Греции около 2000 г. до н.э. с севера на своих колесницах
Разумеется, все эти «радости» не произошли в один год и, наверное, даже не в одно десятилетие, но это был явно переломный период в истории восточного Средиземноморья и выходящих на него территорий. Минойцы покидали историческую сцену, а микенцы (ахейцы) ворвались на неё, расставляя декорации для будущего апофеоза своей драмы — Троянской войны, которая произойдёт всего несколькими веками позже около 1200 года до н.э.
Итак археология храмов Элевсина свидетельствует о том, что культ Деметры уже существовал в то переломное время, когда микенская (ахейская) цивилизация сменяла минойскую. Поскольку других зацепок у нас нет, то предположим, что культ Деметры был как-то связан с ахейцами. Может они и привезли Деметру с собой в Грецию, может не было раньше там Деметры до ахейцев? Проверим, есть ли основания для подобного предположения?
Ахейцы
Ахейцы вторглись на территорию современной Греции с севера около 2000 г. до н.э. Они приехали на колесницах, которые запряжены лошадьми. Ни колесниц, ни лошадей местные жители раньше не видели — об этом свидетельствует археология. Она также свидетельствует о том, что в материальной культуре ахейцы, несмотря на колесницы и лошадей, были примитивней, чем местные жители, так как после прихода северян, материальная культура погребений становится более скудной, бедной и скромной.
Откуда они пришли? Ответ становится очевидным, если посмотреть на карту Евразии, на которой указана территория Великой Степи.
Только из степей Причерноморья могли прийти ахейцы на территорию современной Греции — на северо-западе нет степей, там с лошадьми и колесницам разгуляться негде. Другими словами, ахейцы приехали с той территории, на которой в более поздние периоды историки констатируют наличие огромного количества славянских народов единой индоевропейской языковой общности. Греческий язык также является индоевропейским и некоторые слова поразительно сходны, со славянскими словами, включая русские, например:
Степь по-гречески «стэпа» στέπα (stépa)
Кровать по-гречески «крэвати» κρεβάτι (kreváti)
Скрыть, укрыть по-гречески «крыво» κρύβω (krývo)
Дар по-гречески «доро» δώρο (dóro). Греческий вариант славянского слова «дар» является частью русского слова «дорогой», то есть ценный, достойный дара
Пить по-гречески «пото» ποτό (potó). Теперь понятно, почему горшок и котелок по-английски звучит как «пот» pot
Путь по-гречески «тропос» τρόπος (trópos), то есть по-русски тропа, тропинка
Тропа по-гречески «монопати» μονοπάτι (monopáti). Явно составное слово, которое состоит из «моно» и «пати». «Моно» — это один, «пати» — это путь. Другими словами «однопутка» или дорожка для одного путника
Интересно то, что Ходить, гулять по-гречески «на перпатао» να περπατάω (na perpatáo). Перипатетиками звали прогуливающихся философов, учеников Аристотеля, который учил их, гуляя возле Ликея (храм Аполлона Ликейского). В этом слове также есть часть «пат», которая является главной в предыдущих двух словах. Однако, в процессе Элевсинских мистерий в честь Деметры посвящаемые осуществляют хождение по Сакральному пути (Священному маршруту), который по-гречески называется Ieros η οδός (Иерос ходос). Ходос (η οδός) — по-гречески означает «маршрут». Очевидно греческий «ходос» (η οδός) и наше слово ходить — это родственники.
Ну и тесно связанное по смыслу с предыдущими двумя слово Шаг по-гречески звучит как «пати» πάτι (páti), то есть входит в состав слова тропинка (моно-пати), имея в этом случае прямой смысл на греческом «одношажная» или «одношажка»
Чтобы совсем не осталось никаких сомнений в отношении родства славянских и греческих слов, связанных с пешим передвижением, посмотрим на слово Ступать, которое по-гречески «патима» πάτημα (pátima)
Интересно то, что все приведенные выше слова, которые касаются передвижения, созвучны со словом Степь, которое приведено в качестве первого примера и которое звучит на славянских языках и на греческом языке практически одинаково. Не исключено, что Степь — это буквально то место, где ступают, шагают, то есть ходят. Ведь другое греческое слово для славянского слова Степь — это «степати» στεπάτη (stepáti), то есть ступати или ступать по-нашему…
Если продолжать тему передвижения, то интересно посмотреть на слово Бежать, которое по-гречески звучит как δραπετεύω (drapetévo), то есть по-нашему «драпать»
Плыть по-гречески «плефсо» πλεύσω (pléfso). И это не совпадение. По-македонски (македонцы — славяне) plovi, по-французски flotter (флот). Это всё очевидные вариации одного и того же очень древнего слова.
Таким образом, в славянских языках и в греческом языке есть огромное количество явно родственных слов, которые связаны с передвижением.
Приведем ещё несколько примеров сходных славянских и греческих слов, которые явно пришли из глубокой древности.
Танец, танцевать по-гречески «хорос» Χορός (chorós)
Казалось бы, нет связи… А она есть. По свидетельствам, в архаические времена (пик около 750 года до н.э.) женщины танцевали перед храмами Элевсина во время посвящения в Элевсинские мистерии Деметры. После разрушения Элевсина персами и последующего возрождения мистерий традиция танцев угасла. Древнегреческий географ Павсаний, автор путеводителя по Элладе, который собирал информацию, а потом описывал в своих трудах наиболее важные места Древней Греции, сообщает, что у колодца в Элевсине, где по мифу сидела Деметра, оплакивающая Персефону, женщины водили хороводы и пели гимны Деметре.
Надо сказать, что наше слово хоровод очень древнее и его этимология (происхождение) пока неизвестна ученым. Но не исключено, что наш хоровод и священный танец «хорос» это одно и то же. Среди предлагаемых вариантов этимологии хоровода существует попытка связать слово хоровод со словом хороший, так как это тоже очень древнее слово, которое означает «нарядный, красивый». Нет сомнений в том, что женщины красиво наряжались для священного танца-хоровода.
Примечательно и то, что колодец, у которого сидела Деметра, у которого женщины водили хороводы, называется Каллихора. Это название переводится дословно с греческого как «колодезный танец». Потому, что Колодец по-гречески «калла» Καλά (Kalá)
То есть и древнейшее место, откуда люди черпают воду для жизни, мы с греками называем одинаково. Колодец — калла.
Характерно и то, что колодец Деметры Каллихора имеет круглую форму. Этот ритуальный колодец Элевсина сохранился до наших дней. Взгляните на него:
Он круглый и, видимо, танец-хоровод повторял форму конкретно этого колодца, или форму других древних колодцев, так как, когда и где танец-хоровод появился, мы не знаем. Более того, слова «колодец» и Καλά (калла — колодец по-гречески) могут быть связаны с другим важнейшим и древнейшим словом, которое в славянских языках имеет тоже очень похожее звучание — Колесо по-гречески «рода» ρόδα (róda)
Не исключено, что греческое «рода» — это род — то, что вырастает от земли, как колесо, вращаясь, поднимает и опускает обратно к земле — символ рождения, жизни и смерти. Свастика — колесо — символ рода.
И ещё несколько интересных примеров…
Рука по-гречески «братсо» μπράτσο (brátso), то есть «браться». Берутся, берут только рукой.
Между прочим, не исключено родство со словом брат. Это очень древнее славянское слово, которое в индоевропейских языках звучит везде одинаково, что говорит о его чрезвычайной важности. Считается, что слово брат родственно греческому слову фратрия (древняя форма родовой организации, где человек является членом (рукой) фратрии, братства).
Видеть по-гречески «влепо» βλέπω (vlépo). Смотреть, любоваться. Лепо, лепый — видный.
Лепо — это очень древнее славянское слово, которое тоже одинаково звучит в славянских языках. Лепить — создавать, творить, делать то, что можно увидеть. Не исключено, что это слово вообще связано с древнейшим богословием творения мира, жизни и человека. Ведь, согласно месопотамским глиняным табличкам, древние боги шумеров Энки и Нинмах именно лепили людей из глины. Характерно также и то, что они в это время были пьяными от пива. Это говорит о некоем древнейшем оргиастическом ритуале, в ходе которого жрец и жрица под воздействием хмельного напитка (пива) воспроизводили создание людей путем именно лепки из глины. То есть делали людей видимыми для этого мира.
Зло по-гречески «како» κακό (kakó)
Злой, плохой по-гречески «какос» κακώς (kakós). Это тоже не совпадение, так как слово «кака» в славянских и шире индоевропейских языках звучит одинаково и означает отходы жизнедеятельности человека и скота. Это исключительно древнее слово. А наше слово «зло» исходит от слова «зола» — это тоже «отходы жизнедеятельности», но не человека или скота, а огня. И слово «зола» в свою очередь восходит к огню — обратите внимание на древнеиндийское слово «звалати» jválati (горит). Ну и золото относится тоже к этому смысловому ряду — зола, золото — гореть, огонь. А ассоциативный ряд «золото — кака — зло» вообще имеет глубинный и извечный философский смысл…
Ночь по-гречески Νύχτα (Nýchta)
Ночь — это тоже очень древнее слово, которое во многих славянских (и шире в индоевропейских) языках звучит очень похоже.
Такие примеры можно приводит долго. Но, что интересно, все они относятся к передвижению или бытовой жизни людей. Но если мы обратимся к тематике земледелия, то мы не найдём похожих слов между славянскими языками и греческим языком. Я смог найти только одно греческое слово в сельскохозяйственной тематике, которое отдаленно напоминает схожее по смыслу «славянское» слово. Это тоже исключительно древнее слово, которое похоже звучит в славянских языках. Это слово «сеять» — по-гречески «сис» συς (sys). Других похожих слов, которые связаны с земледелием, нет… И это очень важное обстоятельство, которое позволяет сделать очень интересное предположение: основываясь на вышеприведенных примерах, мы можем предположить, что ахейцы, которые пришли на территорию современной Греции с севера из степных районов не знали развитого продвинутого земледелия. Они привезли с собой много слов, которые использовали в жизни. Но слов для земледелия у них не было, поэтому они взяли слова тех народов, которые населяли древнейшие территории Греции и уже обладали земледелием. И нашей славянской общности эти слова неизвестны, так как общались мы с ахейцами до того, как они узнали продвинутое земледелие, а после этого мы с ними уже не вступали в такое плотное взаимодействие, чтобы формировать смысловые группы похожих слов в наших языках.
Богиня, Кто Ты и откуда?
Вернемся к прекрасноволосой Деметре. В системе древнегреческой религии, в том виде, в котором она до нас дошла, Деметра связана с земледелием. Значит ли это, что она местная богиня, которой поклонились пришедшие с севера, не знавшие развитого земледелия ахейцы? Или же Деметру привезли кочевники-скотоводы ахейцы и она первоначально не была тесно связана с земледелием? Гипотетически такое может быть, так как археологи в тех местах, из которых с севера могли прийти ахейцы в те времена фиксировали разные археологические культуры, как земледельческие, так и преимущественно кочевые и скотоводческие без земледелия или с очень слабым земледелием (например, Ямная культура).
Но давайте разберёмся сначала с богинями. Деметра — одна из наиболее чтимых богинь Древней Греции, но почитаемых богинь там было немало. Присмотримся к ним.
Нужно сразу оговориться, что классическое соотношение древнегреческих богов между собой, которое мы сегодня знаем, мы получили от Гесиода и Гомера (около 700-800 гг до н.э.), живших после Тёмных веков (примерно 1100-900 гг. до н.э.), которые считаются временем упадка Микенской культуры, через которую все эти божества без сомнения прошли, имея своё начало, скорее всего, во временах задолго до Микенской культуры. А раз это был упадок, то нет никакой уверенности, что Гесиод и Гомер, которые освещают древнегреческую религию, воспроизводят некий общий и единственный канон древнегреческой религии, у которой, к слову сказать, не было никакой централизованной жреческой организации, в которой бы кто-то следил за унификацией и пресекал бы неизбежно возникающие «ереси» тем более на таких огромных временных исторических интервалах.
Также нужно понимать, что Гесиод и Гомер — не историки и не религиоведы. Они описывали систему греческой религии изнутри, не задаваясь исследовательскими вопросами. Они воспринимали современную им форму системы греческого богословия как естественную и органичную и вневременную. Мы же вынуждены рассматривать эту систему как этап некой эволюции из более древних систем, а также как результат взаимодействия отдельных друг от друга малых систем, которые соединялись воедино во время некоего империоподобного объединения народов на обширной территории Древней Греции.
Итак, поехали!
Гея — на древнегреческом языке произносится как «Ги» и буквально означает землю, сушу, почву, страну. Это древняя богиня земли. Невозможно не связать её с шумерским словом «ки», которое означает землю, страну, место. В мифе о Деметре, который транслирует Гомер, Гея (Земля) по просьбе Аида, вырастила прекрасный цветок, чтобы приманить Персефону (дочь Деметры), чтобы украсть её в преисподнюю (под землю). Гея — это древняя богиня-категория, которую в мифах никто не рожал — она появилась сама собой вслед за Хаосом.
Рея — произносится как Реа. Многие исследователи полагают, что имя этой богини образовано путем метатезы (перестановки звуков при переходе одного слова в другое) из слова ἔρα (era, «эра»), которое также означает землю. Этому слову родственно современное английское earth (земля). Рея — дочь Геи. Рея тоже присутствует в мифе про Деметру. Убиваясь по украденной Аидом дочери Персефоне, Деметра отказалась возвращаться на Олимп к богам, и на земле перестало всё расти, люди стали гибнуть от голода. Зевс послал Рею к Деметре, передать, чтобы она не дурила, и возвращалась на Олимп, и вообще не выпендривалась, так как Аид — это брат Зевса, и то, что Аид утащил дочь Деметры к себе в жёны — это огромная честь! Деметра не послушалась Рею и продолжала депрессию, которая стоила людям жизни, а богам почитания, так как все ранее чтившие богов люди помирали с голоду.
Гера — в соответствии с генеалогией греческих божеств, которая была приведена у Гесиода и стала классической, является дочерью Реи и внучкой Геи. Очень похоже на то, что Гера является результатом смешения Геи и Реи как по смыслу, так по звучанию имён. Гера — сестра Деметры, но в мелодраме по поводу Персефоны она участия не принимает.
Артемида — на микенском языке a-ti-mi-te. Легко угадывается вторая часть «мите», то есть «мать». А первая часть похожа на первую часть имени Деметра (Dimitra). То есть, скорее всего, мы имеем одно и то же имя, которое в древнее время разделилось в двух разных диалектах на два похожих имени, которые потом встретились при импероподобном объединении обширных территорий уже как обозначения отдельных друг от друга богинь. Артимида — очень древняя богиня. Скорее всего, это богиня-мать какой-то отдельной местности, которую включили в общее число богов. Артемида участвует в трагедии Персефоны — она вместе с другими подругами сопровождала несчастную, когда та резвилась на лугу, где её потом украл Аид.
Геката — древняя зловещая богиня, происхождение которой неизвестно. В мифах существует несколько вариантов её родословной, в том числе, где-то она описывается как дочь Деметры. Также её называли ночной (тёмной) Артемидой. Геката теснейшим образом связана с землей и подземным миром. В мифе о Деметре и Персефоне Геката встречается несколько раз — в самом начале и в самом конце мифа. Сначала она слышит из своей тёмной пещеры крик похищаемой Персефоны. Потом Геката с факелами встречается Деметре, которая ищет Персефону, сообщает Деметре, что слышала крики, но кто похитил, не знает — «не видела глазом». Геката и Деметра с факелами вместе отправились к Гелиосу (богу Солнца) узнать, может он видел, кто умыкнул Персефону. В конце мифа, когда Зевс соблаговолил таки возвращать из преисподней Персефону Деметре на две трети года, когда Персефона и Деметра наконец встретились и радостно болтали, к ним подошла Геката, обняла Персефону и стала её спутницей и служанкой… Здесь заложен мощнейший символизм, но его описание выходит за рамки темы данного исследования…
Персефона — учёные почему-то затрудняются с этимологией имени этой богини, хотя звучит оно вполне понятно. Персе Περσε (Perse) это по-гречески «проходить», а Перси πέρσι (pérsi) это «прошедший год» (имя этой богини по-гречески звучит как «Персифони»). Фони Φόνη (Fóni) по-гречески «убийство». Или Фони φωνή (foní) «голос». Таким образом, набирается вполне понятный смысловой ряд, возможно, народной, но всё таки этимологии, так как Персефона:
- Проходит, через проход в потусторонний мир — с Аидом во время похищения, во время возвращения к Деметре, и потом каждый год ходит туда-сюда
- Прошедший год — это земледельческий цикл, с которым вообще весь миф о Деметре и Персефоне связан. Персефона как зерно уходит в землю в конце осени, чтобы прорости весной и оставаться под солнцем до следующей зимы
- Похищение Персефоны Аидом — это фактически убийство богини, так как Аид — это правитель потустороннего мира смертных теней
- Когда Аид похищал Персефону — она громко кричала голосом
Персефона — это явно родственный образ шумерской Инанны, которая по известнейшему шумерскому мифу нисходила в нижний мир. Поэтому, скорее всего она-то является местной богиней для области, которая географически намного ближе к Месопотамии, чем Великая степь. Сошествие Инанны в подземный мир и восхождение её оттуда шумеры праздновали каждый год, ритуально оформляя годовой цикл плодородия. Эту же древнюю религиозную функцию несет в себе и ритуальная схема мифа о Деметре и Персефоне.
Афродита — имя предположительно восходит к ведическому божеству зари uṣas duhitâ (Ушас дхитар). Слово «дхитар» duhitâ означает на санскрите дочь (दुहितृ). Имеется в виду, что она дочь ведического Дьяуса-Питра (Неба-Отца). Дьяус-Питр у греков назывался Дый или Зевс (Дьюс). а у римлян Юпитер (дьЮс-питер). Афродита не участвует в мифе о Деметре и Персефоне, но упоминается, когда Деметра принимает вид земной старухи «для которой давно уже чужды Венколюбивой дары Афродиты и деторожденье». Афродита богиня плодородия.
Афина — это имя богини, которое не имеет смысла анализировать. Большинство исследователей сходятся в том, что Афина была названа в честь города Афины, происхождение имени которого неизвестно, а также не имеет значение в разрезе нашего исследования. Поскольку эта богиня во-многом дублирует функции и эпитеты приведенных выше богинь, то, скорее всего, она также является олицетворением Матери-Земли. Об этом явно свидетельствуют и мифы с ней связанные. Не исключено, что Афина — это богиня, родственная Ушас, которую почитали в местности, где возвысился город Афины.
Всех значимых богинь мы перебрали, кроме сестры Зевса, Гестии, которая держалась подальше от «семейных» драм олимпийских богов, так как дала обет целомудрия. Она была богиней жертвенного (чистого, непорочного) огня и семейного очага, который сам по себе тоже был жертвенным огнём. В мифе о Деметре и Персефоне никак не участвует.
Итак, мы видим, что все значимые богини так или иначе связаны с землей и плодородием, то есть фактически дублируют друг-друга. Скорее всего они являются закрепившимися в разных местностях образами одной и той же древнейшей Богини-матери. Эти образы были собраны в единую богословскую систему на этапе объединения земель в более или менее единое политическое образование, которое сейчас мы называем Древней Грецией. Но Деметра чётко отделена ото всех, поэтому она либо является Богиней-матерью отдельной греческой области, либо пришла туда откуда-то ещё. Выше мы предположили, что для Элевсина местной богиней, скорее всего является именно Персефона.
Предположим, что Деметра пришла с ахейцами с севера, где они не применяли развитого земледелия и были в основном кочевниками и скотоводами. Если это так, то Деметра — это Богиня-мать кочевников и скотоводов ахейцев, которые пришли на территорию современной Греции, научились у местных народов продвинутому земледелию и добавили к своей богине плодородия земледельческие элементы. Какие доводы можно привести в пользу этого предположения?
Главная роль Деметры в мифе — это любящая мать. В этой роли она выступает очень рельефно и глубоко. Она безутешно страдает об утраченной молодой дочери Персефоне. Она превращает себя в старуху — мать, которая уже нарожала много детей. Дочери элевсинского царя, которые пошли набрать воду в кувшины для дома, встречают Деметру у круглого колодца Каллихора. Колодец, кувшин и другие круглые сосуды являются древнейшими вульварными символами плодородного женского лона.
Богиня становится кормилицей Демофонта, сына царицы Элевсина. Женщина с младенцем — это древнейший и абсолютно повсеместный образ Богини-матери. Мало того, что она нянчится в Демофонтом, она ещё и проводит древнейший и широко известный обряд очищения ребенка в огне. В Библии этот обряд называется «проведение детей через огонь». На Руси — это очистительные костры на Купалу. На Руси вокруг очистительных костров водили хороводы (ритуальные танцы, о которых мы говорили выше) и прыгали через огонь, чтобы очиститься от наведенной колдовством порчи. Деметра же, предлагая себя в качестве кормилицы младенцу, рекомендовала себя как искусную женщину в деле защиты детей от злого колдовства. И защищала она Демофонта как раз огнём. Причём, поскольку этот обряд она проводила дома, то имелся в виду очаг или печь. А в разогретой печи детей лечили на Руси. При этом печь на Руси считалась проходом в потусторонний мир предков и духов. Именно огнём потустороннего мира Деметра и «лечила» Демофонта. Причём это обрядовое действие по многочисленным свидетельствам было центральным местом Элевсинских мистерий.
Пикантной особенностью мифа являются фигуры Ямбы — служанки в доме царя Элевсина, и Баубо — элевсинки, которая напоила Деметру кикеоном (священным напитком). Это связанные друг с другом параллельные персонажи. Ямба развеселила Деметру непристойными стишками половой тематики, а Баубо рассмешила её подняв подол своего платья и показав ей детородные органы. Скорее всего, эти элементы мифа намного древнее земледелия и отсылают ко временам Венер палеолита, так как Баубо, например, изображалась в Греции статуэткой похожей на Палеолитическую венеру. В имени Баубо мы легко узнаём слово «баба».
Таким образом, мы видим, что Деметра вполне может быть божеством, которое приехало с ахейцами из Великой степи и является обычной Богиней-матерью для древних народов Евразии. В этом случае Деметра и наша Мать — сыра земля вполне могут быть двумя родственными ипостасями одной и той же умопомрачительно древней религиозной категории. Тогда, возможно, Деметра — это Зе-метра? Земля-Мать?
Да.