Есть две группы гипотез о религии. Гипотезы первой группы утверждают, что религиозные знания о сверхъестественной части мира являются человеческой фантазией. Гипотезы второй группы допускают реальное существование сверхъестественного.
Если правы представители первой группы, то человек является обычным животным, но с очень богатым воображением. В этом случае характеристики выдуманных миров могут быть самыми разными, так как они не соответствуют действительности и не связаны её узами.
Если правы вторые, то сверхъестественный мир не просто есть, а он един и уникален. То есть разные религиозные традиции по-разному описывают один и тот же мир. Они используют разные язык, символы, ассоциации, изображения. Также может разниться и отношение к разным частям этого мира.
Приведу упрощенный пример. Какое-то религиозное общество людей для определенных целей может через обряды общаться с демонами (давая им в разных традициях разные названия), в то время, как другая общность людей будет с совершенно другими целями общаться с ангелами (называемыми разными народами по-разному). Но при этом и ангелы, и демоны существуют в единой сверхъестественной реальности.
Уникальность реального сверхъестественного мира также предполагает то, что в каждое определенное историческое время все современные этому времени живые религиозные традиции отличаются друг от друга степенью адекватности и полноты описания сверхъестественного мира своими традиционными средствами. Таким образом, если гипотезы реальности существования сверхъестественного мира верны, то можно выявить единые черты религиозных традиций, которое будут прослеживаться на протяжении тысячелетней истории людей от традиций синантропов, неандертальцев и кроманьонцев до современных религиозных воззрений. Важно также понимать, что реальность сверхъестественного мира не исключает наличие религиозных традиций или их частей, которые не имеют со сверхъестественным миром никакой связи и базируются исключительно на возможностях богатого воображения человека.
Историческое приложение религий в рамках первой группы гипотез рассматривать отдельно не особо интересно, так как формы фантазий в большинстве случаев не будут связаны между собой в разных традициях. В то время как вторая группа гипотез даёт нам возможность рассмотреть историю человечества как непрерывный процесс познания и общения с единым уникальным сверхъестественным миром, который существовал как сотни тысяч лет назад, так и сегодня. Этим и займёмся на страницах этого сайта.
В нашем исследовании мы исходим из того, что сверхъестественный мир существует и люди в разное время старались наиболее адекватно описать его и наладить с ним связь. При этом у нас нет и не может быть цели доказать существование сверхъестественного мира. Всё что мы можем – это упорядочить и систематизировать те крупицы знаний об исторических религиозных традициях, которые нам доступны для описания возможности существования сверхъестественного мира.
07.03.2016