Древнегреческий миф о Минотавре является одной из наиболее узнаваемых древних сказок благодаря захватывающему сюжету и ярким образам главных героев: Минотавру, Тесею и Ариадне. Но у этого мифа есть не менее примечательная грань — древний религиозный культовый символизм. Ведь за образами героев мифа и героями других родственных мифов (о Зевсе и Европе, о Миносе и Пасифае) скрыты древние «взрослые» религиозные символы дописьменного Средиземноморья (Финикии, Крита и собственно Греции). И эта скрытая грань не менее, а может даже и более захватывающая, чем прямой смысл известного всем с детства мифа-сказки.
Теогония
Чтобы понять, почему эта грань оказалась тщательно скрыта, начать придётся с начала, то есть с Теогонии Гесиода, который описал происхождение богов около 8-го века до нашей эры. Составлял он свои гимны после культурного упадка так называемых Темных веков, которые стали следствием катастрофы бронзового века (бронзового коллапса). Другими словами, мы не можем быть уверены в том, что Гесиод описал богов в их целостном древнем образе, адекватно и без помех, вызванных столетиями Темных веков. Также мы не знаем культурно-религиозный «возраст» богов, которых описал Гесиод. Как глубоко они уходят в неписьменную бездну периода Эгейской цивилизации, а может даже времени Неолитической Греции?
Но, зная общие для Средиземноморья и Месопотамии древние религиозные символы, традиции соседней для Греции Финикии, а также те крупицы собственно критского искусства, которые дошли до нас, мы можем многие разглядеть. Итак, приступим.
Европа и Зевс
Начнём с бабушки Минотавра Европы. По данным гесиодовской «Теогонии», Европа была дочерью Океана, титана и сына Урана и Геи (Неба и Земли). Океан в древнегреческой мифологии является несколько аморфным божеством, как и в египетской мифологии похожий «бог» Нун (вода, водный) или Первозданный океан. Схожесть греческого Океана и египетского Нуна неудивительна. Люди, населявшие Грецию и Египет, всегда общались через общее море. А на пути их общения, кстати, всегда находился Крит.
Итак, Уран и Гея (Небо и Земля) породили Океан, который породил Европу. Другими словами, Европа является стандартным женским божеством, которое происходит от одного из стреотеистических начал — женского начала Великой Матери, Матери-Материи, которую символизировала земля и вода — то есть является собственно материей, из которой духовное начало Отца-Творца (Неба), в данном случае Урана, творит весь мир. Европа, как и другие женские богини, является как бы ипостасью Великой Матери (Матери-Материи).
Океан и Нун поэтому и представляются аморфными божествами. Ведь воды, моря и океаны – это женские области, а не мужские. Поэтому Океан и Нун – это скорее «богословские» категории, нежели конкретные божества.
В гомеровской «Илиаде», которая была составлена около того же исторического времени, что и «Теогония», Европа числится дочерью Феникса (сына Агенора), основателя Финикии.
Таким образом мы получаем чёткую характеристику бабушки Минотавра. Она является олицетворением древнего хтонического женского начала и тесно связана с Финикией. Тогда, возможно, в лице Европы мы имеем дело с финикийской Астартой?
Примечательно, что древнегреческий писатель Лукиан Самосатский так и пишет:
В Финикии есть также и другое великое святилище, которым владеют сидоняне; как говорят местные жители, оно посвящено Астарте. Мне кажется, что Астарта — это та же Селена. Впрочем, один из финикийских жрецов мне рассказывал, что храм этот посвящен Европе, сестре Кадма и дочери царя. После исчезновения Европы финикияне выстроили ей храм; они рассказывают священное предание о том, как красота Европы возбудила в Зевсе любовь и как он, превратившись в быка, похитил ее и прибыл с нею на Крит. То же слышал я и от других финикиян. И на сидонских монетах постоянно встречается изображение Европы, сидящей на быке-Зевсе. Тем не менее сидоняне отрицают, что храм их посвящен Европе.
Здесь, правда, отцом Европы назван Агенор. Но это не меняет дела. Агенор – это царь финикийского Тира и отец Феникса, который по Гомеру является отцом Европы.
Итак, если Европа – это олицетворение Астарты, то где же её Баал (Ваал, финикийский бог, супруг Астарты)? А он у нас перед носом! Это Зевс в образе белого быка с золотыми рогами, который собственно Европу-Астарту и умыкнул с побережья финикийского Ханаана (древнее название Палестины) и отвез на своей спине по морю на Крит.
Дело в том, что Баал изображается именно в виде быка (часто золотого, Золотой Телец – это как раз Баал) или зооморфного существа: человека с головой быка. Даже сами слова Баал, Ваал, вол, bull, бык, судя по всему, являются родственными. С незапамятных времен у людей в древности одним из образов Бога-Творца был именно бык — крупное, сильное животное с большой половой потенцией.
Путешествие Европы из Финикии на Крит на спине быка по морю – излюбленный мотив художников. Но мало кто задумывается над тем, что этот же образ содержится на древней критской фреске «игры с быком».
Известно, что финикийские обряды служения Баалу и Астарте предполагали оргиастические ритуалы самого что ни на есть разнузданного характера. Подобным ритуалом Зевс в обличье быка-Баала и Европа-Астарта и занялись по прибытии на Крит. От этого «обряда» родились дети: Минос, Радамант и Сарпедон.
Зная особенности древних оргиастических ритуалов, можно предположить, что, если у героев этого мифа были реальные исторические прототипы, то в роли Астарты-Европы выступала девушка, реально привезенная из Финикии, а быком Зевсом-Баалом выступал жрец. С помощью ритуалов бог как бы вселялся в жреца, который взаимодействовал с партнершей уже в качестве божества.
Дети от такого союза могли приноситься в жертву, оставляться в качестве служителей святилища или «применялись» как-то по-другому. Возможно именно такие дети, вырастая, скитались в поисках приключений (что «нормальным» людям не свойственно) и становились прототипами героев, рожденных от богов (Геракл, Персей, Ахилл и т.д.). Ведь, в соответствии с представлениями греков, они действительно были рождены от богов (жрецов и жриц, в которых временно вселялись боги).
Также дети Европы и Зевса обнаружили свойство нетрадиционной половой ориентации, так как, согласно мифу, передрались из-за любви к Милету, такому же, как они, сыну бога, но уже Апполона. Нетрадиционная ориентация и извращения были характерны для служителей Астарты – мужчины в её святилищах играли роль женщин и занимались ритуальной проституцией. Дочь Милета, кстати, которая звалась Библида (созвучно одному из важнейших финикийских городов Библу), покончила с собой из-за несчастной любви к собственному брату-близнецу. Другими словами, эти «дети богов» были людьми явно ненормальными.
Европа-Астарта осталась жить на Крите и Зевс-Баал «пристроил» её к правителю острова Астерию в качестве жены. Не исключено, что жрецом, в которого вселялся Зевс был именно правитель, так как на Крите Зевса звали не иначе как Астерий (Зевс-Астерий). Согласно мифу, «своих» детей у Астерия не было, поэтому он передал правление островом по наследству сыновьям своей супруги Европы. Так Минос стал правителем Крита.
Пасифая и бык
Жена Миносу досталась тоже непростая – дочь бога Гелиоса (бог Солнца) и нимфы, дочери Океана. Звали жену Пасифая. По своему деду Океану, она была родственницей матери Миноса Европы. Пасифае, по всей видимости, не давали покоя лавры Европы-Астарты, и она решила буквально повторить её «подвиг», соединившись с жертвенным животным – белым быком. Для этого она обратилась к Дедалу (изобретателю крыльев для людей и отцу бедняги Икара), чтобы тот сделал ей деревянную корову, в которую она залезла, чтобы её покрыл белый бык.
То ли это описание реального частного случая или ритуальной практики, то ли эпизод с Пасифаей и быком был сочинён, чтобы обосновать бычью голову Минотавра, сына Пасифаи, так или иначе, согласно мифу, жена Миноса родила существо с головой быка-Баала и телом мальчика.
Подобный зооморфизм как внешняя сторона древних культовых ритуалов не является удивительным явлением. Ещё палеолитические изображения мужчин в пещерах-святилищах отличались явным зооморфизмом. Древние «иконописцы» либо изображали мужчин с головами животных, либо животных с головой и некоторыми другими частями тела людей. Также известны найденные археологами зооморфные палеолитические статуэтки.
По мифу, Минос устыдился такого потомства и спрятал сына своей супруги в некоем сложном архитектурном сооружении, которое заставил сделать того же Дедала. Сооружение назвали Лабиринтом по имени ритуального оружия (обоюдоострого топора), который именовался лабрисом.
Сын Писифаи и быка почему-то питался людьми, хотя ни люди, ни быки не едят человечину. В лабиринт к Минотавру отправляли критских преступников, а также маленьких детей либо юношей и девушек, присылаемых из Афин.
Эта часть мифа может быть интерпретирована следующим образом. На Крите существовало некое культовое сооружение в честь Баала, где жрецами, которые одевали бычью голову или череп как маску, совершались человеческие жертвоприношения с помощью ритуальных лабрисов. Это сооружение называлось Лабиринтом, так как там хранились и использовались лабрисы, которые в военных целях не применялись, так как были крайне неудобны в бою и даже опасны для того, кто попытался бы орудовать этим оружием.
Подобное мифическому критскому лабиринту культовое сооружение-святилище было обнаружено археологами при исследовании руин финикийского Карфагена.
Тесей и Минотавр
Далее, согласно мифам, следует триллер, по ходу которого сын афинского правителя Тесей добровольно отправляется на Крит в числе афинской молодежи для жертвоприношения, убивает Минотавра и бежит с помощью дочери Миноса Ариадны, которая предаёт отца и брата (Минотавра). Тесей предаёт любовь Ариадны, вероломно бросив её на необитаемом острове в море. Ариадна насылает на него гнев богов, которые организуют смерть отца Тесея Эгея.
Этот триллер интерпретировать сложно. Возможно, это отголосок некоего события, которое положило конец традиции отправки афинских детей, юношей и девушек на Крит. Не исключено, что Афины действительно отправили делегацию на Крит во главе с сыном правителя, которого, возможно, и звали Тесеем, для соответствующих переговоров. Либо переговоры увенчались успехом и в знак союза критяне и Тесей вместе принесли в жертву Зевсу-Баалу быка, либо действительно имела место кровавая стычка в святилище, в результате которой были перебиты жрецы, а Тесею удалось успешно сбежать.
Гибель Европы
В любом случае мы ясно видим, что греки в своих мифах о Европе, Миносе, Пасифае и Минотавре сохранили отголоски явной связи своих ритуалов с порочными и кровавыми финикийскими культами Баала и Астарты. Не исключено, что в более поздних греческих мистериях осуществлялись подобные финикийским дикие оргиастические (может быть и кровавые) обряды, которые, возможно, стали одним из факторов нравственной деградации и в итоге гибели древнегреческой цивилизации.
Финикийская цивилизация погибла, греческая цивилизация погибла, но губительные культы и ритуалы остались жить и, с одной стороны, перекочевали в тайную область оккультизма и сатанизма, просуществовав до наших дней, с другой — через Возрождение и Просвещение проникли в культуру современной Западной цивилизации и раскрылись в том числе в виде феминизма, гендерного равенства, пропаганды извращений и других «прелестей». Возможно, возвращение европейцами (и американцами, бывшими европейцами) культов Баала и Астарты – это признак заката Запада, которому суждено погибнуть как цивилизациям древних финикийцев и древних греков.