Фильм «Семь самураев» (1954) и три модели отношений народа и власти

В своём гениальном фильме «Семь самураев» Акира Курасава рельефно продемонстрировал три основных модели взаимоотношений народа и власти. Хронологически в фильме эти модели показаны последовательно от самой плохой к самой хорошей.

Фашизм

В начале фильма показан отряд конных воинов в полном боевом облачении, обсуждающих, ограбить ли им деревню, мимо которой они проезжают. Решают не грабить, так как делали это недавно. Решили подождать следующего урожая, чтобы не лишать своих «дойных коров» возможности выжить.

У них уже нечего забирать… Вернемся, когда соберут урожай!

Это самая худшая модель взаимоотношений властной страты (воинов и управленцев) и материальной страты (народа). Так бывает в периоды крайней деградации общественных отношений. Когда воины напрочь забывают, что народ их кормит за физическую защиту и за то, что представители властной страты при необходимости умирают за народ на поле боя.

В такие периоды деградации институтов государства и общей морали воины-защитники становятся вооруженными бандитами и насильниками, которые только грабят.

В этом случае общество делится на небольшую группу сильных, которые безудержно эксплуатируют большую группу слабых. Такая модель фактически является фашистской.

Буржуизация аристократии

Следующая модель показана сначала в деревне, а потом в городе.

В деревне на сходе общины женщина причитает, что правители-аристократы собирают налоги, заставляют отрабатывать барщину, но не защищают крестьян. Таким образом показано, что правители забыли свою общественную функцию – защищать народ. Но не забыли пользоваться результатами реализации народом своей функции – кормить правителей.

Нам лучше отдать урожай бандитам и повеситься, тогда наши правители вспомнят о нас

В городе крестьяне пытаются нанять самурая для защиты за еду. Самураи отказываются, почитая такое предложение за оскорбление. Самураи ещё не забыли аристократическую гордость воинов. Но они забыли свою общественную функцию. Их дело – умирать за интересы народа на поле боя в обмен на содержание – в первую очередь питание. А деньги являются лишь средством обмена этих взаимных услуг.

Я хоть беден, но я самурай, а не попрошайка!

Подобная буржуизация или торгашизация аристократии является переходным этапом к фашизму. Когда воины забудут об аристократической чести и долге, которые на этапе буржуизации ещё теплятся у них в подсознании, они станут подлыми бандитами, насильниками и убийцами, которые будут служить за звонкую монету только ничтожной группке самых богатых представителей материальной страты (высшей торгово-ростовщической буржуазии).

Истинная аристократия

После долгих мучений, мытарств и унижений в городе крестьяне находят ронина (обедневшего самурая), который соглашается за еду защищать их деревню. Он показан истинным аристократом – мудрым, милосердным и честным. Своим аристократическим обаянием, благородством и превосходными лидерскими качествами он привлекает к делу ещё пятерых самураев, а шестой воин, который пытается выдать себя за самурая, увязывается за ними сам.

Я знаю, что крестьяне страдают. Но я соглашаюсь не из-за этого. Я соглашаюсь из-за тебя. Я очень рад, что мы вместе будем общее дело делать

Так бедные крестьяне, над которыми нависла смертельная опасность, находят семерых заступников в обмен за еду. Почти все воины героически погибают во время защиты деревни.

Последняя модель демонстрирует древнюю естественную систему отношений народа (материальной страты) и воинов (аристократии, властной страты).

Правители, дружина правителей, чиновники (в древности были в основном воинами), простые воины – не производят материальных благ (еды, ремесленной продукции и т.п.). Они часто позволяют себе хорошее питание, роскошную одежду, дорогое оружие и красивых лошадей. Их жены живут, не зная материальной нужды. Но, когда наступает час защитить народ на поле боя, они подвергаются смертельному риску, становятся калеками или умирают. Их жены остаются без мужей, а их дети-мальчики по сословному обычаю тоже становятся воинами, подвергающими себя смертельной опасности.

В данной модели обмен между народом и властью эквивалентен. Одни производят материальные блага путем производительного труда, другие – пользуются плодами народного труда, но несут тяжелую и опасную службу, а иногда и умирают за народ.

Помимо воинов-правителей (властной страты) народ кормит ещё и священников (духовную страту), от которых функционально пошли все современные актеры, художники, музыканты, писатели и режиссеры, включая Акиру Курасаву. Он как истинный представитель священнического сословия, функция которого осознавать общественные процессы и учить народ правильной (праведной) жизни, показывает нам три этих модели, явно отдавая предпочтение последней, и предостерегая нас от опасности первых двух.

2 комментария к “Фильм «Семь самураев» (1954) и три модели отношений народа и власти”

  1. Человек цивилизации (включая японцев) принципиально не способен понять культуру, а может лишь сооружать конструкции.
    Первый вариант не имеет ничего общего с фашизмом. Фашизм — чисто европейская модель, которая основана на грабеже других стран и народов, а не собственных крестьян.
    Две другие модели тоже не имеют ничего общего с реальностью. Настоящий аристократ никогда не «работает (защищает) за еду», он «пасет» и защищает «своих овец». Хотя, конечно, если бы историю писали бараны, они тоже, может быть, придумали, что овцы «нанимают пастуха», чтобы тот защищал их от волков.

    • Фашизм в широком смысле — это разделение людей на тех, кто имеет право жить и на тех, кто не имеет права жить, кроме небольшого числа рабов, которые должны обслуживать тех, кто имеет право жить. Поэтому первый вариант — классический фашизм в широком смысле.

      Аристократ — это потомственный воин, который не производит продуктов питания , а значит выполняет совою работу за еду, которую делают те, кто производит продукты питания.

      Овец пасут, чтобы их съесть в итоге. Пастух и овца слишком разные биологические виды. Аристократ не ест крестьян. Он может превратиться в фашиста и убивать всех, кто не хочет его кормить, не получая его услуг взамен.

Оставьте комментарий