Прошло время шумных ярмарок и базаров, настало время торговых центров и интернет-магазинов. Изменились и способы привлечения покупателей. Эти способы стали более изощрёнными, что на языке современного маркетинга звучит «более эффективными». Сегодня человек живет в мире перенасыщенном рекламой, поэтому современному рыночному крикуну (маркетологу-креативщику) нужно из кожи вон вылезти, чтобы убедить пресыщенных людей купить новую бесполезную для них вещь. В ход идут самые грязные приёмы психологической манипуляции. О них и поговорим.
Чтобы заставить человека купить, нужно:
- Завладеть вниманием
- Побудить принять решение о покупке
Для достижения этих задач реклама использует образы, которые вламываются в психику человека и манипулируют им. Эти образы должны быть для человека исключительно значимыми, чтобы он обратил на них внимание и пустил их к себе внутрь.
Наиболее значимыми для человека являются начало и конец жизни (не только жизни конкретного человека, а жизни вообще):
- рождение (начало жизни, продолжение рода)
- смерть (окончание жизни)
В психоанализе это эрос и танатос. Обращение именно к этим папкам обеспечивает доступ ко всей операционной системе конкретного человека, если он не защищён антивирусом знания и нравственности.
Для обращения к папке рождения креативные специалисты используют репродуктивные органы или ассоциацию с ними. Так же, как полуголые проститутки демонстрируют себя перед публичным домом для привлечения клиентов. Это для мужчин. Для женщин используются соответственно фаллические образы.
Надо сказать, что изначальные образы, которые сегодня используют рекламщики, родом из религии. В глубокой древности все религии были основаны на мотиве соединения Создателя (мужской образ) и матери-земли (женский образ) для творения (рождения) мира. Во времена позднейшей деградации этих культов они выродились в пьяные оргии с кровавыми жертвоприношениями и в храмовые публичные дома. Именно эти глубоко религиозные в своей основе образы использует современная креативная реклама для того, чтобы вламываться в подсознание к людям, чтобы заставить покупать, покупать, покупать.
Образы танатоса (смерти) также являются исключительно религиозными. Переход из этого мира в другой — это другой важнейший религиозный мотив. Отношение человека к смерти определяет его жизнь, нравственность и поступки. Поэтому всё, что имеет ассоциацию со смертью идёт в ход в произведениях рекламного «искусства». Например, ассоциации с кровью и убийством.
Поскольку образы эроса и танатоса базируются на религии, то сама религия является ключом, которым можно открыть двери подсознания потенциального покупателя. Поэтому в рекламе в тех странах, которые особенно не заботятся о «чувствах верующих», разрешается использовать религию в рекламе. Как правило это делается в ироничном ключе, что никак не снижает эффект, а наоборот убивает двух зайцев: вскрывает подсознание и в то же время уже на сознательном уровне льстит атеистическим настроениям городской молодёжи. Более того, эти ироничные религиозные образы, как правило используются в сочетании с эросом и танатосом, которые были описаны выше.
Примером в России может служить рекламный ролик «Молодой папа» для компании M-video. Там есть всё: и эрос, и танатос.
Более того в этом ролике используется образ древнего религиозного культа каннибализма: сок в стаканах как кровь, пирог как плоть. Поскольку название и содержание этого рекламного ролика явно относит потенциального покупателя к фильму «Молодой папа» о папе римском, то древний культ каннибализма здесь превращается в причастие: сок в стаканах — в вино (Кровь Христа), пирог — в Тело Христа. Понимают ли это владельцы компании М-Видео? Неизвестно. А персональные сковородочки в царстве Аида уже шипят, наверное.
Остальные методы рекламы не так эффективны. Зная эти принципы, маркетологи создают рекламу для того, чтобы заставить людей работать на владельцев тех корпораций, чей продукт люди покупают, потому, что наши деньги — это наш овеществленный труд. Кому мы отдаём наши деньги, которые мы получили за свой труд, для того человека мы фактически и работаем в этой жизни. Поскольку маркетинг — это инструмент стяжания мамоны, то с увеличением действенности его методов он, к огромному сожалению, всё больше сближается с сатанизмом.