Происхождение славян

Определим отличительные признаки славян, по которым мы будем «искать» предков современных славян в древности, чтобы выяснить их происхождение и попробовать обрисовать особенности формирования общности. Славян в основном определяют по языку, но для целей данной статьи предлагаю также определить славян как людей, проживающих в основном на территории Русской равнины, либо в значительной близости от неё, занимающихся оседлым земледелием вместе со скотоводством, охотой, рыбалкой и собирательством, а также имеющих наиболее часто встречающуюся в своём генофонде гаплогруппу Y-хромосомы R1a.

Метод определения происхождения славян предлагаю следующий: проследить судьбу каждого из указанных выше признаков славян, и выявить место и время, где эти признаки могли собраться воедино – это, возможно, и будет искомой точкой происхождения славянской общности.

Гаплогруппы

В современном состоянии у славян наблюдается следующая картина: безусловным ядром является гаплогруппа R1a, частота фиксации которой у большинства представителей славянских народов доходит до 50% и более. Из остальных гаплогрупп, представленных у славян, особенно выделяются две:

  • N1c, которая также характерная для народов, с которыми славяне и их предки плотно взаимодействовали на севере (например, предки современных венгров, финнов, прочих финно-угорских и других народов)
  • I2a, которая также характерна для народов, с которыми славяне и их предки взаимодействовали на юге и на западе (возможно, доиндоевропейские народы Европы)

R1b и другие многочисленные гаплогруппы у славян встречаются реже, чем три указанные выше.

Можно предположить, что, история освоения Русской равнины именно гаплогруппой R1a может помочь нам приблизиться к достижению поставленной задачи.

R1a

По оценкам учёных, гаплогруппа R1a появилась более 20 тысяч лет назад. Где именно она появилась, пока неизвестно. Исследователи, изучающие распространение этой и других гаплогрупп, предполагают, что она возникла где-то в Азии.

В 2022 году в журнале «Исторический формат» была опубликована статья кандидата химических наук И.Л.Рожанского (Обзор данных ископаемой ДНК: Гаплокарта R1a), в которой автор подвел итоги систематизации материала по ископаемым образцам Y-гаплогруппы R1a (найденным останкам людей древности с этой гаплогруппой), опубликованного в научных работах с 2015 по 2022 годы. Данные более чем 500 образцов были размещены автором на интерактивной карте Евразии.

Палеолит

Примечательно то, что палеолитические ископаемые образцы R1a, начиная с самого древнего образца (PES001 в Архангельской области, возраст около 10 тысяч лет), охватывают Русскую равнину от Урала на востоке до Карпат на западе, а также от южных степей между Балтийским и Черным морями до Онежского, Ладожского озёр и Балтийского моря на севере.

Ископаемые образцы R1a палеолита и Русская равнина

Примечательно также то, что эти палеолитические образцы R1a локализуются по верховьям Волги, по Дону, а также по Нижнему Днепру. Это может говорить о том, что древние предки славян освоили главные реки Русской равнины уже в палеолите.

Если R1a, как предполагают исследователи, возникла более 20 тысяч лет назад, а первый известный нам ископаемый образец гаплогруппы имеет возраст 10 тысяч лет, то где «ходили» представители этой гаплогуппы ещё 10 тысяч лет до первого известного нам образца, пока неизвестно.

Тем не менее палеолитическую локализацию в пределах Русской равнины визуализированный на карте реестр ископаемых образцов И.Л.Рожанского показывает достаточно отчётливо. Наиболее поздняя граница датировки наиболее молодых образцов из группы каменного века у И.Л.Рожанского оценивается приблизительно концом 4-го тысячелетия до нашей эры.

В Европе в те времена ещё господствовали археологические культуры, тесно связанные с культом палеолитических Венер. Примечательно то, что ареал, в котором были найдены ископаемые образцы R1a, не пересекается с достаточно обширным и плотным ареалом, в котором были найдены палеолитические Венеры. Это может говорить о том, что палеолитическая религия предков славян на территории Русской равнины не была связана с «европейским» культом палеолитических Венер. Косвенно это может также говорить о наличии собственной «сильной» древней религии, которая препятствовала проникновению чужих верований.

Ископаемые образцы R1a палеолита и палеолитические венеры

Энеолит и последующие периоды

В третьем тысячелетии до нашей эры ареал распространения ископаемых образцов R1a смещается на север и выходит немного за пределы Русской равнины на запад в особенности к Верхней Эльбе (современная Чехия), а также пересекает Балтийское море, и несколько образцов ископаемых R1a, датированных энеолитом, фиксируются в разных частях Скандинавии.

Ископаемые образцы R1a энеолита, Русская равнина, ямная культура (внизу)

Такое движение, возможно, имеет причиной в том числе давление из степи осуществляемое представителями ямной культуры, причисляемые к которой найденные ископаемые образцы демонстрируют наличие Y-гаплогруппы R1b.

На Русской равнине этим временем датируется группа ископаемых образцов R1a по Верхней Волге, где располагалась фатьяновская археологическая культура.

Фатьяновская культура

Люди с Y-гаплогруппой R1a в это время в Восточной Европе сформировали культуру, которую археологи назвали культурой боевых топоров (в эту общность входит и фатьяновская культура).

Культура боевых топоров, а также фатьяновская культура в её составе

Ряд учёных предполагает, что люди с Y-гаплогруппой R1b из причерноморских степей устремились в Европу и сформировали там культуру колоколовидных кубков, укрепились там, и до сих пор Y-гаплогуппа R1b является доминирующей в Европе.

Культура колоколовидных кубков

Последующие периоды распространения ископаемых образцов R1a в Восточной Европе не показывают каких-то значительных изменений ареала. Значительные изменения были, но на востоке за Уралом, где распространение ископаемых образцов R1a явно показывают мощную историческую миграцию в Азию. Но эти движения имеют лишь косвенное касательство к теме происхождения славян, они интересны с точки зрения сравнения славян с носителями R1a в Индии из-за ряда сходных черт в материальной и духовной культуре.

Таким образом результаты систематизации данных И.Л.Рожанским могут говорить о том, что предки славян уже примерно в 8-м тысячелетии до нашей эры проживали в том географическом ареале, где они проживают и сейчас. А значит, не исключено, что и формирование славян также происходило, так сказать, не сходя с места, без каких-либо значительных исторических миграций.

Когда?

Если в отношении места происхождения славян у нас теперь есть обоснованное предположение, то далее нужно попытаться определиться со временем происхождения славян.

Если рассматривать ископаемые образцы R1a, которые И.Л.Рожанский группирует по энеолитическим датировкам, то эти образцы располагаются на территориях следующих археологических культур:

  • Ямочно-гребенчатой керамики (IV-III тысячелетия до нашей эры). Население этой культуры занималось охотой, рыбалкой и собирательством
  • Боевых топоров (III-начало II тысячелетий до нашей эры). Кочевое или полукочевое хозяйство, использование колесных повозок, наличие домашнего скота, признаки начала земледелия.
  • Колоколовидных кубков (III тысячелетие до нашей эры). Люди этой культуры были скотоводами, у которых также имеются признаки начального земледелия.
Культуры колоколовидных кубков, боевых топоров и ямочно-гребенчатой керамики (слева направо) с пересечениями

Интересно то, что многие энеолитические ископаемые образцы R1a расположены на территории Верхней Волги, где пересекаются культура боевых топоров и культура ямочно-гребенчатой керамики. А также в бассейне Эльбы, где пересекаются культура колоколовидных кубков и культура боевых топоров.

Причём, если более северная культура ямочно-гребенчатой керамики, по всей видимости, имела сравнительно более архаичное хозяйство, то более южные и западные культуры уже демонстрировали признаки наличия начального земледелия. Но, по всей видимости, об осёдлости этих людей тогда говорить пока было рано.

Несмотря на то, что культуру ямочно-гребенчатой керамики по языку считают палеоевропейской (то есть и не индоевропейской, и не уральской) в пределах этой культуры археологи фиксируют наличие у населения наряду с гаплогруппами R1a и R1b гаплогруппу N1c, которая будет характерна именно для финно-угорских народов. Последующие же археологические культуры на этой территории, например, культуру сетчатой керамики, исследователи связывают с наличием в их пределах финно-угорского населения уральской языковой семьи более уверенно.

А если вспомнить, что одной из двух «младших» славянских Y-гаплгрупп является N1c, то можно предположить, что именно на территории пересечения культуры ямочно-гребенчатой керамики и культуры боевых топоров в Верхней Волге в энеолите могла начать закладываться одна из частей фундамента будущих славян – северная культурная общность родственных линий R1a и N1c.

На западе около этого же времени, возможно, начинался процесс складывания западной ветви славян путём взаимодействия родственной линии R1a с представителями R1b (которые могут быть связаны с обширной культурой колоколовидных кубков, которая простирается далеко на запад до Атлантики), а также путём взаимодействия с потомками европейских палеолитических народов (в том числе с Y-гаплогруппой I2a), одной из отличительных особенностей которых был весьма распространенный в Европе древний культ палеолитических Венер.

Если это было так, то потомки этих разных родственных линий соседей по территории обрели языковую и хозяйственно-бытовую общность настолько, что составили в будущем явное единство в рамках славянской группы народов.

Земледелие

Выше мы отметили, что возможные древние предки славян стабильно располагались на обширных территориях Русской равнины в течение многих веков до нашей эры. Однако вели они, по всей видимости, кочевой или полукочевой образ жизни скотоводов, охотников и собирателей. А характерной особенностью славян всё-таки является значительная степень осёдлости, связанная с важной ролью земледелия в хозяйстве. Не исключено, что в том числе появление явного акцента на оседлом земледелии, при сохранении скотоводства, охоты, рыбалки и собирательства сделало предков славян собственно славянами. Попытаемся выяснить теперь, где и когда это могло произойти.

Когда увяла известная нам культура боевых топоров (включая входящую в неё фатьяновскую культуру) на её месте на Русской равнине появились культуры с более выраженным земледелием: тшинецкая, сосницкая и комаровская, которые иногда объединяют в единую тшинецко-комаровскую культуру по Верхнему и Среднему Днепру, а также по Средней Висле.

По поводу этих археологических культур российский археолог, академик Б.А.Рыбаков писал:

«… мы можем признать область тшинецко-комаровской культуры первичным местом объединения и формирования впервые отпочковавшихся праславян, оставшихся на этом пространстве после того, как затихло грандиозное расселение индоевропейцев-«шнуровиков». Эта область может быть обозначена несколько туманным словом «прародина» (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981 г.)

Когда увядает тшинецко-комаровская культура, на западной её окраине в бассейнах Вислы, Одры и по Верхней Эльбе формируется лужицкая археологическая культура, которая также развивает земледелие.

По поводу лужицкой культуры Б.А.Рыбаков писал:

«Лужицкая культура была, очевидно, разноэтническим комплексом, охватившим половину праславян, часть прагерманцев и какую-то часть итало-иллирийских племён на юге»

«Лужицкое единство учёные нередко называют венетским (венедским), по имени древней группы племён, некогда широко расселявшихся по Центральной Европе. Вхождение западной части праславян в это временное единство и их значение внутри лужицкого единства явствуют из того, что в раннем средневековье венетов считали предками славян и отождествляли их с теми славянами, которые остались на своём месте, не принимая участия в миграционных потоках на юг.» (Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981 г.).

На исходе лужицкой культуры в середине первого тысячелетия до нашей эры, на её месте и собственно из неё возникает археологическая культура подклёшевых погребений (её представителями были земледельцы и скотоводы), которую авторитетный учёный археолог, доктор исторических наук, академик В.В.Седов уже уверено относит к славянской:

«Можно полагать, что носители культуры подклошовых погребений были самыми ранними славянами. Начиная с этого времени удается выявить элементы преемственности в развитии культуры вплоть до славянских древностей раннего средневековья. Анализ этих древностей ретроспективным методом через посредство целого ряда археологических культур приводит именно к культуре подклошовых погребений» (В.В.Седов, Происхождение и ранняя история славян. Издательство «Наука», 1979).

Восточнее культуры подклёшевых погребений по Верхнему Днепру и его притокам примерно с рубежа III и II веков до нашей эры археологи фиксируют зарубинецкую культуру, представители которой были уже ярко выраженными оседлыми земледельцами. Доктор исторических наук, старший научный сотрудник Института археологии Академии наук П.Н.Третьяков писал о зарубинецкой культуре:

«…общие черты в зарубинецкой и раннесредневековой славянской культурах отнюдь не были случайными. В 50—70-х гг. на Киевщине, в пределах Гомельского и Могилевского Поднепровья и повсюду в поречье Десны, в основном севернее черняховского ареала, были обнаружены и исследованы ранее неизвестные археологические памятники — места поселений и отдельные могильники с трупосожжениями второй и третьей четвертей I тыс., как будто заполняющие брешь между зарубинецкими и раннесредневековыми восточнославянскими древностями. Они позволили проследить, как в течение нескольких столетий (со II по VI в.) зарубинецкая культура мало-помалу эволюционировала, превращаясь в раннесредневековую культуру восточных славян» (Третьяков П. Н. По следам древних славянских племен. Л.: Наука, 1982 г.)

Восточнее зарубинецкой культуры в те времена, по мнению многих исследователей, жили в том числе и охотники скотоводы финно-угры, ранее пришедшие с севера и востока и вступившие во взаимодействие с потомками палеоевропейцев культуры ямочно-гребенчатой керамики, а также с потомками индоевропейцев фатьяновцев. Возможно, в том числе поэтому земледелие в этих местах развивалось несколько медленнее.

Таким образом мы видим на нескольких избранных показательных примерах, как на Русской равнине учёные-археологи фиксируют узнаваемость славянских черт по мере развития земледелия у преемственных археологических культур.

Возможно, именно это пространство от истоков Волги до Эльбы и было областью формирования на Русской равнине (и в непосредственно близости от неё) таких славян как мы их знаем. Ко временам первого тысячелетия нашей эры славяне окрепли настолько, что у них начался процесс государствообразования. Историки фиксируют несколько попыток создания государств славянами. Одна из таких попыток, которую в середине IX века нашей эры предприняли словене на северной окраине славянского ареала в районе озера Ильмень, оказалась настолько успешной, что сегодня это государство является самым большим по территории в мире.

Ильменские славяне

Выводы

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. По крайней мере с 8-го тысячелетия до нашей эры предки славян существовали на обширных территориях Русской равнины, на которой в основном и происходило формирование славянской общности
  2. Важными факторами формирования славян на Русской равнине стали:
    • Взаимодействие предков славян с северными и западными народами, в результате которого часть генофонда этих народов нашла место в генофонде славян в том числе вместе с гаплогруппами N1c и I2a
    • По мере освоения земледелия и увеличения связанной с земледелием осёдлости предки славян формировали культурное единство, став собственно славянами уже в 1-м тысячелетии до нашей эры.

Другими словами, предки славян продемонстрировали стабильность удержания территории и обеспечили своё поступательное развитие, несмотря на плотное взаимодействие с сильными соседями, такими как финно-угры, степняки ямной культуры, потомки представителей европейского палеолита и прочими общностями, часть из представителей которых включили в свою общность.

А.Д.Самарин, сайт «Историософия»

Видео по статье: