Ключевыми для понимания сути термина «балты» являются, как это ни странно, события второй половины 19 века. Для начала приведем несколько цитат, которые касаются этого времени, из работы российского историка, доцента кафедры СПБГУ Н.А.Власова:
«Оценивая развитие России как угрозу Германской империи, Бисмарк с тревогой отмечал в рядах российской элиты сторонников реформ, влияние которых при поддержке российского общественного мнения и прессы нарастало. Называл их «московитской», «национально-русской», «революционной», «панславистской», шовинистической, антигерманской «партией войны» [1].
В этой же работе Власов, ссылаясь на записи Бисмарка, сообщает о том, что русских патриотов и славянофилов Бисмарк называл «националистами» [1].
«…с его [Бисмарка, прим. автора] точки зрения процессы в нашей стране [в России, прим. автора], в первую очередь подъём панславизма, могли породить угрожающие тенденции во внешней политике России. Поэтому союз с ней он считал для Германии ненадёжным и рискованным. В восточной соседке Берлин видел источник угрозы, а не партнёра» [1]
Власов сообщает, что в 1877 году возглавлявший германский генштаб генерал-фельдмаршал Хельмут фон Мольтке, рассуждая о возможной войне России и Германии, отмечает, что «русским вряд ли нужны новые территории, единственным возможным ценным для них приобретением могла бы стать Восточная Пруссия с портами Кёнигсберг и Данциг» … «Мольтке сильно беспокоило сосредоточение русских войск на восточных границах Германии» [1]
Поясним, Бисмарк – это канцлер, а Мольтке – это глава генштаба объединенной в 1871 году империи (Второго рейха) «лоскутного одеяла» германских земель, взбудораженных Наполеоновскими войнами, и объединившихся после удачной войны с Францией, и граничащих на востоке с огромным угрожающим монолитом Российской империи, не раз победно ходившей далеко на запад в Европу. При этом объединение германских земель происходило вокруг Пруссии, то есть земли пруссов, одного из исчезнувших под агрессивным германским воздействием с запада народов. Пруссы по языку были близки к народам, которые сегодня называются славянскими. М.В.Ломоносов пруссов (как и литовцев) считал славянами:
«Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского [Балтийского, прим. автора] моря простиралось от лет давных»…«Показав единство с пруссами россов и сих перед оными преимущество, должно исследовать поколение, от какого народа обои происходят, о чём наперед мое мнение объявляю, что оба славенского племени и язык их славенский же, токмо чрез смешение с другими немало отдалился от своего корени. Хотя ж сего мнения имею сообщников Претория и Гельмолда, из которых первый почитает прусский и литовский язык за отрасль славенского, другой пруссов прямо славянами называет, однако действительные примеры сходства их языка со славенским дают их и моему мнению большую вероятность…» [2]
Не будем забывать, что М.В.Ломоносов исходил те замели своими ногами, а также служил в прусской армии.
Вернемся к работе историка Власова. Он пишет ещё об одном деятеле Германской империи, заместителе Мольтке, генерал-квартирмейстере Альфреде фон Вальдерзее:
«Он принадлежал к следующему поколению немецких правых. Был значительно моложе Мольтке, Бисмарка. В отличие от их воззрений, сформированных в русле классического прусского консерватизма, взгляды Вальдерзее были гораздо ближе к новому германскому национализму, стремительный подъём которого пришёлся на 1880-е годы. В его идейный багаж входило представление о том, что Германия окружена враждебными соседями, которые с завистью и ненавистью взирают на её успехи и не упустят случая нанести удар»…«Дневниковые записи Вальдерзее красной нитью пронизывает убеждение в том, что Россия нападёт на Германию» [1]
Власов отмечает:
«И Бисмарк, и Мольтке, и Вальдерзее с тревогой наблюдали за процессами в Российской империи, включая подъём панславизма, считали, что императорская власть слабеет, внутриполитические изменения в империи Романовых становятся непредсказуемыми и могут отразиться на её внешней политике, видели Россию ненадёжным партнёром, источником постоянной опасности, её агрессию против Германии в обозримой перспективе весьма вероятной, оба главы генштаба — неизбежной» [1]
Знает кошка, чьё мясо съела
Приведенные выше цитаты явно свидетельствуют о том, что молодое имперское государство, располагавшееся на землях славян (бодричей, вагров, полабов, варнов, лютичей, укран, поморан и многих других), основанное на германском национализме, боялось России.
Как же отвечали германские мужи на вызов «панславистской» угрозы с Востока?
В 1879 году на пике подъема «нового германского национализма», который пришёлся на эти годы, как об этом уже упоминалось выше в цитате из статьи Власова, в прусском Тильзите создаётся «Литовское литературное общество» (Litauisch-Litterarische Gesellschaft). В него входят учёные и литераторы Германской империи, в том числе филолог и археолог Адальберт Бецценбергер, а также филолог Георг Генрих Фердинанд Нессельман. Последний был также магистром масонской ложи «Мёртвая голова и Феникс» в Кёнигсберге (ныне Калининград). Об этом свидетельствуют различные источники. Из доступных в России можно привести журнал Archivum Lithuanicum 21, издаваемый Литовским институтом истории. Информация содержится в выпуске журнала за 2019 год на странице 135 [3]. Немец Бецценбергер почитается основателем «балтистики» [4]. А немец Нессельман сконструировал термин «балтийские языки» для обозначения группы языков народов, живущих у Балтийского моря, так об этом пишет немецкий историк Михаэль Норт:
«Вместе с политическим и дипломатическим интересом к региону Балтийского моря рос также интерес со стороны научных кругов (в том числе историков) к населению этого региона. Мы видим, например, статью под названием «Балтийское море» в опубликованной в 1733 году немецкой энциклопедии «Универсальный словарь» Иоганна-Генриха Цедлера, в этой статье также анализировалась старая литература. Изобретение в 1845 году термина «балтийские языки» филологом Георгом Генрихом Фердинандом Нессельманом (1811-1881) в своём исследовании Sprache der alten Preußen («Язык древних пруссов») также отражало эту перспективу. Нессельман связал названия языков с конкретной областью поселений на побережье». [5].
Так на основе немецкого национализма, в условиях остро осознаваемой немцами угрозы панславизма со стороны России с немецкой педантичностью и добросовестностью была решена задача утверждения того, что индоевропейские народы, включая пруссов, проживавшие у захваченного германцами побережья Балтийского моря, не славяне.
А ведь ещё в 1831 году (40 лет до основания «Литовского литературного общества») А.С.Пушкин писал:
Что возмутило вас? волнения Литвы?
Оставьте: это спор славян между собою,
Домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою,
Вопрос, которого не разрешите вы.[6]
Образованнейший человек своего времени Пушкин был не только поэтом, но и историком, перу которого принадлежит труд «История Пугачевского бунта», а также незаконченные исторические работы, в числе которых, например, наброски по истории Украины.
Почему русские профессиональные историки не оценили опасности враждебной немецкой концепции «балтов-неславян» и не поставили заслон? Ответов может быть как минимум два:
- Исторические условия: разразившиеся русские революции и борьба советской власти с «великороссами-шовинистами» [7], как это формулировал В.И.Ленин, а также заигрывание с русофобами националистами бывшей «тюрьмы народов» [8]
- Преклонение общественных деятелей России перед всем западным, что часто проявляется в некритическом восприятии в том числе научных конструктов, в которых неявным образом могут содержаться мощные геополитические «закладки»
«Балты» и славяне
В древних письменных источниках славяне под своим именем упоминаются с середины первого тысячелетия нашей эры. О славянах, например, мы читаем у Иордана в его работе «О происхождении и деяниях гетов». Вот одна из цитат о славянах из его работы:
«Склавены живут от города Новиетуна и озера, именуемого Мурсианским, до Данастра, и на север — до Висклы, вместо городов у них болота и леса» (перевод с латыни)». [9]
Но по данным палеогенетики и археологии, общность славян могла начать формироваться как минимум на тысячу лет раньше, что подтверждает и лингвистика, которая может оценивать возраст языковых явлений:
«Хронологические рамки существования праславянского языка определяются не очень точно. По-видимому, около рубежа III и II тысячелетий до н.э. уже происходили процессы, ведшие к формированию праславянской языковой общности, к выделению ее среди других индоевропейских племен» [10]
Основой генофонда славян является Y-хромосомная гаплогруппа R1a (примерно 50%). В опубликованном в 2016 году интервью «Комсомольской правде» доктор химических наук, профессор А.А.Клёсов сообщает:
«У славян есть три главных рода, или гаплогруппы (научный синоним понятия «род»). Если судить по данным ДНК-генеалогии: доминирующий род славян — это носители гаплогруппы R1a — их около половины от всех славян России, Беларуси, Украины, Польши. Второй род по численности — это носители гаплогруппы I2a — южные славяне Сербии, Хорватии, Боснии, Словении, Черногории, Македонии, их до 15-20% в России, Украине, Беларуси. И третий русский род — гаплогруппа N1c1 — потомки южных балтов, которых в современной Литве, Латвии, Эстонии около половины, а в России в среднем 14%, в Беларуси 10%, на Украине 7%, поскольку она подальше от Балтики». [11]
На втором месте после гаплогруппы R1a у славян Клёсов называет гаплогруппу I2a, но это гаплогруппа преимущественно балканских славян за пределами Русской равнины. На территории же Русской равнины, особенно в северной её части, важнейшей гаплогруппой у славян после R1a является N1c. Эту гаплогруппу славяне или их предки, похоже, «позаимствовали» у народов финно-угорской языковой группы, с которыми они активно взаимодействовали на севере Русской равнины. Славяне вели оседлый образ жизни земледельцев, скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей.
«Балтов» же именно как названия народа, как мы это уже выяснили выше, до «подъема немецкого национализма» в объединяемых завоеванных германцами землях, то есть до 19-го века, не существовало. Были люди, говорившие на языке индоевропейской языковой семьи, которые населяли с глубокой древности прилегающие к Балтийскому морю территории Русской равнины и взаимодействовали с северными соседями неиндоевропейцами финно-уграми. В генофонде современных литовцев и латышей присутствуют те же что у славянских нардов (если не учитывать южных славян на Балканах) две гаплогруппы R1a и N1c. Гаплогруппа N1c является доминирующей: у литовцев 43,9%, у латышей 41,6%; гаплогруппа R1a, вторя по численности, у литовцев – 34,1%, у латышей – 38,9% [12]. Таким образом гаплогруппа N1c у сегодняшних представителей народов, которых немцы назвали «балтами», встречается чаще, чем у других (славянских) народов Русской равнины, что вполне объяснимо близким соседством первых с финно-угорскими народами на севере. Народы, которых немцы назвали «балтами» вели оседлый образ жизни земледельцев, скотоводов, охотников, рыболовов и собирателей.
То есть фактически мы видим общность родства, языковую, территориальную и хозяйственную общность.
Литовский и латышский языки отличаются крайней архаичностью [13], но сходство этих языков с языками славянских нардов такое, что лингвисты выделяют их (включая вымершие языки древних народов балтийского побережья) в единую группу, утверждая, что в древности все они составляли единую языковую общность, как они это называют «балто-славянскую».
Очевидно, что на основе накопленной наукой данных, в условиях явного движения России в сторону интеллектуальной независимости, в условиях отказа признавать доминирование западных (местами изрядно засоренных политикой) концепций, необходимо ставить вопрос о возвращении «балтов» в родную славянскую гавань.
А.Д.Самарин, сайт «Историософия»
______________________________
- Н.А.Власов, «Война против России, даже победоносная, будет… нежелательным событием», «Военно-исторический журнал» — №04 2022 г.
- М.В.Ломоносов, «Древняя российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 года, сочиненная Михайлом Ломоносовым статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и Королевской шведской академий наук», СПб. : При Имп. акад. наук, 1766
- Журнал Archivum Lithuanicum 21, Lietuvos istorijos institutas, 2019, страница 135
- Сабаляускас, Альгирдас, «От Мажвидаса до Видунаса: Основоположник балтистики Адальберт Бецценбергер», Вильнюс: Минтис, 1999 г.
- Michael North, The Baltic: A History, Harvard University Press, 2015, (5-6 страница)
- А.С.Пушкин, «Клеветникам России», ода, опубликована в 1831 г.
- В.И.Ленин, «К вопросу о национальностях или об «автономизации», записка от 30 декабря 1922 г., опубликовано в журнале «Коммунист» №9, 1956 г.
- В.И.Ленин, «О национальной гордости великороссов», Газета «Социал-Демократ», № 35, 12 декабря 1914 г.
- Iordanes, De origine et actibus Getarum, после 551 года н.э.
- Супрун А. Е., Калюта А. М. Введение в славянскую филологию Учеб. пособие для филол. фак. ун-тов.. — Мн. Вышэйшая школа, 1981. — С. 23
- Ю.Алёхина, «Профессор МГУ и Гарварда Анатолий Клесов: Генетика показала — отличий русских от украинцев вы не найдёте», 2016 г.
- T. Lappalainen, V. Laitinen, E. Salmela, P. Andersen, K. Huoponen, M.-L. Savontaus, P. Lahermo. Migration Waves to the Baltic Sea Region, Annals of Human Genetics. — 2008
- Ю. В. Откупщиков, «Балтийские языки и индоевропейские реконструкции», Балто-славянские исследования. Вып. XVII. — М., 2006. — С. 110-115