При Рюриковичах на Руси жили свободные люди. Имел место всем понятный и для всех выгодный общественный договор. Свободные сельские общинники и горожане отчисляли от своего хозяйства часть произведенных благ на содержание правителя (князя) и его профессиональных воинов (бояр и дружинников). Христианская церковь также содержалась на отчисления свободных людей, правителей и воинов. Храмы первоначально строили князья. Десятина взималась из княжеской казны. Духовенство жило также на свободные пожертвования и собственным трудом создавало материальные блага.
Таким образом, согласно сводам «Русской правды» и другим источникам, на Руси благополучно без принуждения и насилия сосуществовали три страты: властная (правители, воины), духовная (волхвы, потом духовенство), материальная (сельские и городские жители). Деревенские и городские люди могли свободно перемещаться по территории Руси и жить там, где им хочется. Воины также могли свободно выбирать, какому князю служить.
На Руси существовала очень небольшая группа несвободного населения. Это были либо пленные в результате войны иноплеменники — челядь, либо разорившиеся свободные люди, которые отрабатывали взятую раннее ссуду (купу) – закупы. Эти люди были ограничены в личной свободе по понятным естественным причинам.
Взаимовыгодное общественное разделение труда
Воинам не нужно было ничего производить – они обеспечивали внешнюю и внутреннюю безопасность общества. Эта работа в условиях древней и средневековой медицины была сопряжена с высочайшим риском для жизни и здоровья.
Духовенство производило мало материальных ценностей (монастырские хозяйства, хозяйства священников), но обеспечивало духовные потребности общества, сохраняя преемственность традиции и надлежащий уровень нравственности. Церковные службы являются тяжелым физическим трудом, а психологическая поддержка паствы является морально тяжелым трудом.
Свободные граждане жили полноценной счастливой семейной жизнью, работали на земле (в подавляющем большинстве) или в городе и растили детей.
Постепенно внешняя агрессия соседей (католики и униаты с запада, кочевники тенгрианцы, а потом мусульмане с юга и с востока) потребовала увеличения общественных расходов на содержание воинов, на их вооружение и коней. В условиях низкой урожайности земель на Руси уход сельского жителя из одной местности в другую становится нежелательным, так как ослаблял обеспечение тех воинов, которые снаряжаются с тех земель, откуда уходит свободный человек.
Решением стал общественный консенсус, в результате которого свободный человек мог при желании уходить из одной местности в другую после уплаты налогов в период (около Юрьева дня), когда этот уход по сельскохозяйственным циклам не мог нанести урон экономике общины.
Эта норма была официально закреплена только в 1497 году в Судебнике Ивана III (Рюриковича).
В результате политики Ивана III завершилось татаро-монгольское иго на Руси. Рюриковичи смогли сохранить Русь после более чем 200-летнего периода изнурительной экономической и политической зависимости. Правители и воины доказали свою пользу.
Истоки крепостничества
При Иване IV Грозном (Рюриковиче) была решена проблема на востоке и юго-востоке (Казанское и Астраханское ханство). Однако юг и запад оставались опасными для Руси направлениями. С юга осуществлялись постоянные набеги крымских татар, а Запад, не прекращая попытки католической экспансии, пытался закрепить Русь в качестве европейской сырьевой периферии — не допускал Русь к торговле на Балтике.
Иван IV Грозный сначала пытался с Западом договориться мирно о более справедливых экономических отношениях. Однако Ганза, опасаясь конкуренции, блокировала все мирные инициативы Ивана IV. Пришлось воевать. Ливонский орден был уничтожен русскими, но на Русь ополчилась коалиция европейских государств, чтобы не пустить русских на Балтику. Эта Ливонская война русских с европейцами длилась долгих 26 лет и истощила ресурсы Руси.
От закрепощения до рабства
В конце Ливонского конфликта в 1581 году Иван IV был вынужден ввести «заповедные лета» (запретные годы, запретный период) — запрет на переход свободного человека из одной местности в другую в Юрьев день. Эта норма была введена не повсеместно, а в тех областях, которые наиболее пострадали экономически. Указами предполагался временный характер этой нормы до исправления экономической ситуации.
Но через 4 года после указов о заповедных летах скончался Иван IV, а в правление его сына Федора I (последнего Рюриковича на царстве) Юрьев день был отменен повсеместно и бессрочно. Это де-юре означало окончание свободы русского народа. Де-факто народ лишался свободы постепенно. Фактическое рабство усиливалось вплоть до официального разрешения торговли русскими людьми при Петре I (Романове).
После Петра I некогда свободный русский народ планомерно втаптывался в рабское скотское состояние. Именно это состояние стало одним из главных факторов русской катастрофы 1917 года и последующих лет кровавой гражданской войны, когда потомки сполна расплатились за долги своих предков.
Общественный договор — это, кажется, от Гоббса. Следует различать общественный консенсус (единомыслие) и общественный договор.
Свобода Русского народа кончилась не при царе Феодоре Иоанновиче, но при императоре Петре 3, который освободил дворянство от обязательной службы. До этого ВСЕ общество служило (кто как мог), а после — одна часть должна была трудиться, а другая получила возможность сибаритствовать.