Андрей Боголюбский — одна из ключевых фигур русской истории. Именно он предвосхитил окончание лествичной междоусобной мясорубки за Киев и возвышение альтернативного центра Руси, которым станет Москва. В этом отношении прообразом Москвы были Владимир, Ростов, Суздаль и Боголюбово.
Андрей появляется в русской истории уже зрелым мужем и ратным помощником своего отца Юрия Долгорукого, который, будучи Ростово-Суздальским князем, в кровавых междоусобицах Рюриковичей несколько раз простирал свою руку до Киева.
Андрей не был простой пешкой в тени своего отца. Он был другом Фридриха Барбароссы и, возможно, был рыцарем крестоносцем, участвовавшим в западных крестовых походах. Но в западной истории след не оставил. Зато в русской оставил изрядный след.
Бойня за Киев
Именно он санкционировал поход русских князей на Киев в 1169 году. Именно этот поход стал отправной точкой долгого процесса угасания значения великого Киева и параллельного процесса возвышения нового центра Руси во Владимиро-Суздальских землях.
Еще раньше Андрей фактически украл икону Богоматери из киевского Вышгорода. Эта великая икона с тех времен стала называться Владимирской.
Андрей был великим воином, но понимал, что кровь его родичей Рюриковичей льётся в междоусобицах напрасно. И причиной тому была их слепая похоть обладания киевским столом. Кровь Рюриковичей за стольный град лилась рекой. И даже владение Киевом не спасало победителей. Близкие Андрея — отец и брат были отравлены киевлянами.
Может поэтому, завоевав Киев, Андрей сам не сел туда править, зная, что город его уничтожит.
Смерть как искупление
Он был истово верующим христианином, причислен к лику святых. Но принял страшную смерть. Почему Богородица, которой посвятил свою рыцарскую жизнь русский князь, попустила такую мучительную кончину для своего горячего подвижника?
Возможно, потому, что Андрей сам попросил возможности искупить свои грехи. А грехов у него было много. Участвуя в войнах своего Долгорукого отца, Андрей сам имел руки по локоть в крови. Поэтому заговорщики нанесли Андрею страшные многочисленные раны и отрубили руку. Возможно, это стало искуплением для великого воина, который был сыном Долгорукого, убивал рукой и крал рукой великую Вышгородскую икону.
Не исключено, что в своей вечной жизни в Царстве Божием, в христианской Вальхалле, русский конунг, наш великий предок, святой Андрей так и ходит без руки.