Текст, который был нанесен на стены внутренних помещений пирамиды египетского фараона Униса (правил около 2430 года до нашей эры), является пока самым древним дошедшим до нас обширным и связным тестом, который мы смогли удовлетворительно перевести.
Этот текст имеет религиозный характер и описывает процесс перехода души усопшего фараона в мир духов (богов). Этот тест описывает сверхъестественный мир, как его понимали египтяне.
Этот текст, конечно, не был первым. Скорее всего, эти и подобные им гимны записывались на папирус (который в те времена уже широко использовался) или на других подверженных тлению носителях, которые физически не смогли сохраниться до наших дней.
Но именно для правителя Униса гимны вывели прямо на стенах камер и проходов внутри пирамиды. И теперь мы имеем удовольствие ломать над ними свои головы.
Поскольку до этого текста человеческая неписьменная история длилась около 35 тысяч лет (только кроманьонцы, не считая неандертальцев), а после этого текста – 4,5 тысячи лет, то каждый абзац и даже каждое предложение этого весьма обширного текста достойно целой книги. Ведь в этих древних словах отразилось то, что было накоплено культурой за предыдущий период и то, что оказывало влияние на развитие представлений людей о потустороннем мире в последующие исторические периоды.
Итак, первые предложения текста, который нанесен непосредственно в первой по ходу камере пирамиды:
Выдвини половой член Бабуина [дверной засов], открой дверь неба. Унис открыл [дверь неба], на огненном жаре, под тем, что черпают боги, то, через что уползает Гор, то, через что уползает Гор. Унис уползет оттуда, из этого огненного жара, под тем, что черпают боги. Они делают путь для Униса, чтобы Унис мог пройти по нему. Унис — это Гор.
Перевод Тимофея Шмакова (2005 год)
Первые символы
Разберем этот отрывок. Первое, с чем мы сталкиваемся в этом древнейшем тексте – это половой член бабуина… Однако, нужно понимать, что, во-первых, половая сфера для древнего человека, по всей видимости, не носила на себе клейма пошлости и непристойности, во-вторых данный текст носил интимных характер и писался с участием ничтожно малого количества приобщенных к культу людей для духов (богов) потустороннего мира и для души усопшего, в данном случае для фараона – правителя Египта.
Далее нужно понимать, что половой член в древности являлся расхожим символом Субъекта творения мира, под которым мы сегодня понимаем Бога-Творца. Фаллическая символика доминировала в культах древних народов вплоть до принятия той или иной формы авраамического монотеизма. А у некоторых современных народов подобная символика до сих пор продолжает являться частью религиозного ритуала (индуизм, буддизм, синтоизм и т.д.).
Далее интересен символ бабуина. Само название этого животного связано с именем духа (демона) «Баби», с которым встречается душа умершего в загробном мире. Баби является первым сыном Осириса, правителя загробного мира. Баби препятствует душе умершего проходить в загробный мир.
Имя «Баби» переводится с древреегипетского как «бык бабуинов». Поэтому само название этого животного, как и имя духа (демона), связано со словом «бык». А бык является другим важнейшим религиозным символом верховного мужского божества. Об этом говорят многочисленные рисунки в древних пещерах в Европе и Азии, а также то место, которое бык и символика с ним связанная занимают в ритуалах и мифах древних народов Евразии. Бык с его огромными размерами, силой и половой потенцией, по мнению религиоведов, являлся также древним символом главного мужского божества или той древней интеллектуальной категории, которая соответствует нашему сегодняшнему пониманию Бога-Творца мира.
Другой гранью Бабуина-Баби является образ непосредственно самого этого животного. Бабуины водились в древности и водятся до сих пор в Африке. Это умное, сильное и организованное животное у древних египтян считалось вместилищем душ умерших людей. А самцы-лидеры стай бабуинов считались вместилищем душ ушедших в иной мир фараонов. Можно представить, с каким почтением древние египтяне относились к бабуинам при встрече…
Если всё вышесказанное верно, то непосредственный символизм первого предложения выглядит следующим образом:
Демон Баби (бабуин), сын Осириса, стоит на воротах потустороннего мира и препятствует прохождению (души) Униса. Но дух Униса выдвигает дверной засов, который выполнен в виде полового члена бабуина (символ творения новой жизни и мира), и «дверь неба» открывается. Унис проходит в потусторонний мир.
Разберем следующие предложения приведенного выше отрывка:
Унис открыл [дверь неба], на огненном жаре, под тем, что черпают боги, то, через что уползает Гор, то, через что уползает Гор. Унис уползет оттуда, из этого огненного жара, под тем, что черпают боги. Они делают путь для Униса, чтобы Унис мог пройти по нему. Унис — это Гор.
В этом предложении мы уже встречаем имя полноценного бога – Хора или Гора (hr). Возможно, имеется в виду не «уползает», а «проникает» или «скользит» как пар (дух).
Образ, который рисуется этим отрывком, позволяет сделать некоторые предположения, которые могут, впрочем, оказаться ошибочными, основанными на совпадениях и домыслах.
Бог Гор (Хор) – это пирамида
Во времена Униса на востоке от Египта в Месопотамии располагались шумеры. В их языке было несколько интересных слов:
Кур – гора
Хур-саг – горная гряда
Около этого времени на севере Месопотамии существовал народ, который назывался хурритами (Ḫu-ur-ri). Они были индоевропейцами по языку, и считается, что пришли они с иранского нагорья, то есть спустились с гор, были горцами, горными людьми.
Значительно позже того времени, уже во втором тысячелетии до нашей эры на территории Палестины, западней Месопотамии, сформировался иврит, который выделился из местных более древних семитских языков (шумерский, финикийский и т.п.). В иврите есть слово הר (hr) – гора
Имя Гор (hr) на древнеегипетском означает высоту и небо. В Египте нет гор. Но пирамиды строились уже более 200 лет до Униса.
До пирамид в Древнем Египте строились мастабы, у которых была плоская вершина. Эта архитектурная форма только потом преобразовалась в пирамиду. Возможно, поэтому древние египтяне называли собственно пирамиду по старинке странным словом aahu-t, которое буквально означало «горизонт», который плоский, как вершина мастаба.
Тогда Гор за 200 лет до Униса мог быть духом (богом) несуществующей ещё над мастабами горы, то есть будущей пирамиды, то есть, духом (богом) ассоциированным с путём наверх, к богам.
Тогда текст читается более складно:
После того, как Унис получил возможность идти в потусторонний мир (открыл дверь неба), он не уползает, а проникает (скользит, испаряется) наверх, проходя через небесный огонь (в пустыне жарко, солнце днём испепеляющее, и можно представить, что небеса залиты огнём, над котором находятся боги). Проникает наверх так, как это делает Гор (тоже проникает), который олицетворяет гору (пирамиду), которая также возвышаясь вверх проникает к богам через небесный огонь. Унис отождествляется с Гором, который тождественен пирамиде, которая является его дорогой наверх.
Звучание слова, которое обозначает гору, в древних языках Северной Африки и на Ближнего Востока оказывается сходным. Данное слово связано с религиозным обрядом, а эта часть культуры любых народов всегда самая инертная и наименее подверженная изменениям.
Не исключено, что это слово восходит к языку глубочайшей неписьменной древности, ведь во многих индоевропейских языках, включая русский, слова, которые напрямую обозначают гору звучат чрезвычайно созвучно своим семитским аналогам и имени египетского бога Гора. Например, славянский Хорос – это бог Солнца.
«Около этого времени на севере Месопотамии существовал народ, который назывался хурритами (Ḫu-ur-ri). Они были индоевропейцами по языку, и считается, что пришли они с иранского нагорья, то есть спустились с гор, были горцами, горными людьми.» — На самом деле индоевропейцами-индоиранцами была династия правителей Митанни.