Краткая история мировых религий

Самые известные сегодня религиозные системы человечества можно разделить на три группы:

  1. Живые (существующие по сей день) системы, начало которых нам неизвестно (индуизм, синтоизм и тянь-ди/тенгрианство)
  2. Мёртвые системы, начало которых нам неизвестно (древнеегипетская, древнегреческая (включая римскую), месопотамская (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон), финикийская, хараппская)
  3. Живые системы, начало которых нам известно (иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, буддизм (условная религия), атеизм (условная религия))
  • Мёртвые (исторически значимые) системы, начало которых нам известно, не существуют.

Для религий характерна тесная связь с государством. При разрушении государств, с которыми связана та или иная религиозная система, она, в большинстве случаев, переставала существовать:

  • Исповедовавшие ведическую религию (индуизм) уничтожили государство, которое поддерживало хараппскую религию, которая угасла
  • Зороастрийцы уничтожили государство (Вавилон), которое поддерживало последний извод месопотамской религиозной системы, которая угасла
  • Исповедовавшие римскую (тесно связанную с древнегреческой) религию уничтожили финикийское государство (Карфагенскую империю), которое поддерживало финикийскую религию, которая угасла
  • Христиане пришли к власти в Римской империи, которая ранее поддерживала язычество (политеизм) своих провинций, в том числе языческого Египта. Египетская религия перестала существовать. Египтяне стали христианами. При этом Римская империя фактически разрушилась, распавшись на Западню Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию)
  • Только иудеи после неоднократного разрушения еврейского государства смогли сохранить религию, существуя наряду с другими народами внутри крупных полиэтничных имперских государственных образований

Схема истории мировых религий

Начало неизвестно?

Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур. 

Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира). 

  • Индуизм — Дьяус (день, небо) Пита (отец) и Притхиви (земля)
  • Синтоизм — божественная пара
  • Месопотамская рел. — Ану и Инанна (мама, мать)
  • Финикийская рел. — Баал (белый (день)) и Астарта
  • Древнегреческая (римская) рел. — Зевс (Дьяус) и Гера (земля), (Юпитер (Дьюспита) и Юнона (Дьюснанна)
  • Древнеегипетская рел. — Пта (пита, отец) и Маат (мать), позднее Озирис и Изида.
  • Хараппская рел. — Пашупати (папа, отец) и Каликамата (чёрная земля мать)
  • Тянь-ди/тенгрианство — Тьянь-ди (Небо-Первопредок, «тьянь» — день, Тенгри) и Умай (мать)

Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.

Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.

Стереотеизм и политеизм

Как соотносятся чисто теоретический неписьменный стереотеизм и известные нам по первой письменности политеизмы (языческие системы) — это вопрос будущих исследований. Ясно одно. Древний стереотеизм породил политеизмы. Возможно, это произошло в результате древней глобализации внутри империоподобных древних цивилизаций крупных рек (Инда, Тигра и Евфрата, Нила). Божественные пары в разных обществах назывались по-разному и при объединении в империю произошла мультипликация локальных стереотеистических пар.

Монотеизм как ответ на кризис политеизма

Поздним политеистическим системам был характерен акцент на женском первоначале. Ритуалы почитания женских богинь (имевших в своей основе образ Великой Матери) носили оргиастический характер и пагубно влияли на общественную нравственность. Это приводило к ослаблению общества и к неспособности здорового воспроизводства.

Ответом на кризис политеизма стал монотеизм, который предавал женское первоначало полному богословскому, ритуальному и иконографическому забвению. Мужское же первоначало абсолютизировалось и очищалось от оргиастических наслоений политеизма.

Иудейский монотеизм развивался около 2-х тысячелетий внутри одного народа на Ближнем Востоке. В начале нашей эры монотеизм в виде христианства выплеснулся за пределы еврейского народа и за сравнительно короткое историческое время завоевал почти весь мир, став самой распространенной религией наряду с более поздним монотеистическим исламом.

Кризис монотеизма

С развитием международных торговых и финансовых рынков монотеизм стал ослабевать, так как строгие монотеистические нравственные нормы и патриархальный традиционалистский семейный уклад стали мешать обогащению стремительно усиливавшейся экономически и политически международной буржуазии.

Капиталы, которые были заработаны на ростовщичестве, пиратстве, работорговле и эксплуатации колоний, стали вкладываться в борьбу с монотеистическими религиями. В результате возникли такие широкие общественные течения как Ренессанс (Возрождение язычества, неоязычество), масонство, оккультизм, каббала и атеизм.

Атеизм

В настоящее время атеизм является официальной идеологией западоцентричного мира передовых в финансовом, экономическом и технологическом отношении стран.

Атеизм поступательно развивался вместе с буржуазными революциями и широкую аудиторию в западном мире получил, начиная с времен Великой французской революции, которая сопровождалась целенаправленным массовым террором в отношении христиан сначала во Франции, а затем и по всей Европе (Наполеоновские войны).

Характерно то, что на Востоке атеизм как массовое идеологическое явление сложился раньше, чем на Западе. Это произошло в период кризиса ведического индуизма, когда появились философские учения бродячих шраманов (шаманов), в числе которых был Сиддхаттха Готама, который стал основателем буддизма.

В Древний Китай буддизм проник под видом даосизма. Буддизм и даосизм являются атеистическими идеологиями, в которых категория Бога отсутствует. Движущей силой «восточного атеизма» были не ростовщики и торговцы (как позднее на Западе), а воины и чиновники (Готама, Конфуций, Лао-цзы)

Современность и будущее

Судьба живых религий сегодня сильно зависит от судьбы западоцентричного капиталистического городского глобализма. В случае победы буржуазных глобалистов, атеизм с помощью направленного информационного подавления религиозного сознания через несколько поколений городских обывателей станет господствующей идеологией. Если мир распадется на экономически и финансово сравнительно независимые друг от друга зоны, а экономика, финансы и технологии будут возвращены на свои служебные места, то век живых религиозных систем продлится и дальше

2 комментария к “Краткая история мировых религий”

    • Краткий экскурс по истории Религии
      (Между прочим. Ре-лигия, где «ре» — это «пере», а «лига» — объединение. Так что,
      Религия — это Пере-объединение)
      ————————————

      Истоки религии теряются во глубине веков и уже в Тотеме чётко видно наличие религиозных проблем, проблем межчеловеческих отношений. И именно в Тотеме уже в наличии моменты этики, которые сведены к ответам на два вопроса:
      — Кто мы?, Откуда мы? (Ответы на которые формировали единство рода. Вместо богов — души предков)
      Мифологическая стадия становления Религии добавила к ним вопросы:
      — Что есть Зло?, Что есть добро? и Зачем Я? (Единство племени. Пантеон богов)
      Христианство (единобожие) ввело в этику вопросы:
      — Куда мы идём? и Что такое «благая жизнь»? (Формировали единство нации.)
      Марксизм-ленинизм (безбожие) расширил состав этики вопросами:
      — Что чьё?, Насколько? и Почему? (Наверное начала такой Этики, которое способно сформировать единство наций.)
      Причём, всякое новое расширение состава этики требовало переосмысления всего содержания Этики.
      И по существу, этика — есть иерархично упорядоченный состав идей.
      Связное и непротиворечивое содержания этих идей, выраженное текстом,— есть идеология.
      А функциональный смысл этики и её развития — это расширение границ человеческой общности.
      ———————-
      На теперь этика состоит из связных ответов на вопросы:
      — Кто мы?, Откуда мы?, Куда мы идём (пойдём)?
      — Что чьё?, Насколько? и Почему?
      — Что есть Зло?, Что есть Добро?
      — Зачем Я?
      — Что такое благая жизнь?
      _________________
      Добавка
      ———————
      Когда-то Аристотель определил Философию как сумму = Физика + Метафизика.
      Галилей, своими изысканиями, вывел Физику из Философии в Науку, языком которой стала Математика.
      Так что, на теперь и со времен Галилея в рамках Философии осталась только Метафизика, а, следовательно, все и всякие философские тексты, созданные после Галилея, принадлежат Метафизике, т.е. Философия (на теперь) = Метафизике.
      А проблемами Метафизики как были, так и остаются — межчеловеческие отношения.

Оставьте комментарий