Самые известные сегодня религиозные системы человечества можно разделить на три группы:
- Живые (существующие по сей день) системы, начало которых нам неизвестно (индуизм, синтоизм и тянь-ди/тенгрианство)
- Мёртвые системы, начало которых нам неизвестно (древнеегипетская, древнегреческая (включая римскую), месопотамская (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилон), финикийская, хараппская)
- Живые системы, начало которых нам известно (иудаизм, зороастризм, христианство, ислам, буддизм (условная религия), атеизм (условная религия))
- Мёртвые (исторически значимые) системы, начало которых нам известно, не существуют.
Для религий характерна тесная связь с государством. При разрушении государств, с которыми связана та или иная религиозная система, она, в большинстве случаев, переставала существовать:
- Исповедовавшие ведическую религию (индуизм) уничтожили государство, которое поддерживало хараппскую религию, которая угасла
- Зороастрийцы уничтожили государство (Вавилон), которое поддерживало последний извод месопотамской религиозной системы, которая угасла
- Исповедовавшие римскую (тесно связанную с древнегреческой) религию уничтожили финикийское государство (Карфагенскую империю), которое поддерживало финикийскую религию, которая угасла
- Христиане пришли к власти в Римской империи, которая ранее поддерживала язычество (политеизм) своих провинций, в том числе языческого Египта. Египетская религия перестала существовать. Египтяне стали христианами. При этом Римская империя фактически разрушилась, распавшись на Западню Римскую империю и Восточную Римскую империю (Византию)
- Только иудеи после неоднократного разрушения еврейского государства смогли сохранить религию, существуя наряду с другими народами внутри крупных полиэтничных имперских государственных образований
Начало неизвестно?
Религиозные системы, которые были сформированы в дописьменный период человечества, уходят в непроглядную древность. Когда и кто положил начало какой из этих религий, мы не знаем. Мы знаем то, что эти системы могут иметь отношение к пещерным святилищам палеолита, мегалитам (менгиры, кромлехи, дольмены и др.), палеолитическим венерам и другим широко распространенным артефактам неписьменных культур.
Общее, что можно выделить у всех этих систем, — явные признаки стереотеизма (акцент на соединение мужского и женского первоначал для творения мира).
- Индуизм — Дьяус (день, небо) Пита (отец) и Притхиви (земля)
- Синтоизм — божественная пара
- Месопотамская рел. — Ану и Инанна (мама, мать)
- Финикийская рел. — Баал (белый (день)) и Астарта
- Древнегреческая (римская) рел. — Зевс (Дьяус) и Гера (земля), (Юпитер (Дьюс—пита) и Юнона (Дьюс—нанна)
- Древнеегипетская рел. — Пта (пита, отец) и Маат (мать), позднее Озирис и Изида.
- Хараппская рел. — Пашупати (папа, отец) и Каликамата (чёрная земля мать)
- Тянь-ди/тенгрианство — Тьянь-ди (Небо-Первопредок, «тьянь» — день, Тенгри) и Умай (мать)
Таком образом, по всей видимости, мужское первоначало символизировали фаллические мегалиты кромлехов и менгиров, а женское первоначало — вульварные дольмены и палеолитические венеры.
Можно также предположить, что поклонение мужскому началу, которое ассоциировалось с нематериальным духом, светом, небом, огнём и т.п. отправлялись на высоких вершинах гор, а женскому, которое ассоциировалось с материальной и тёмной землей, тьмой и влагой — в сырых горных пещерах. Люди рисовали животных в пещерах, которые (пещеры) символизировали утробу Матери-Земли, — Мать-Земля рожает из себя всё живое многообразие. Мать даёт материальное тело, Отец даёт нематериальную душу.
Стереотеизм и политеизм
Как соотносятся чисто теоретический неписьменный стереотеизм и известные нам по первой письменности политеизмы (языческие системы) — это вопрос будущих исследований. Ясно одно. Древний стереотеизм породил политеизмы. Возможно, это произошло в результате древней глобализации внутри империоподобных древних цивилизаций крупных рек (Инда, Тигра и Евфрата, Нила). Божественные пары в разных обществах назывались по-разному и при объединении в империю произошла мультипликация локальных стереотеистических пар.
Монотеизм как ответ на кризис политеизма
Поздним политеистическим системам был характерен акцент на женском первоначале. Ритуалы почитания женских богинь (имевших в своей основе образ Великой Матери) носили оргиастический характер и пагубно влияли на общественную нравственность. Это приводило к ослаблению общества и к неспособности здорового воспроизводства.
Ответом на кризис политеизма стал монотеизм, который предавал женское первоначало полному богословскому, ритуальному и иконографическому забвению. Мужское же первоначало абсолютизировалось и очищалось от оргиастических наслоений политеизма.
Иудейский монотеизм развивался около 2-х тысячелетий внутри одного народа на Ближнем Востоке. В начале нашей эры монотеизм в виде христианства выплеснулся за пределы еврейского народа и за сравнительно короткое историческое время завоевал почти весь мир, став самой распространенной религией наряду с более поздним монотеистическим исламом.
Кризис монотеизма
С развитием международных торговых и финансовых рынков монотеизм стал ослабевать, так как строгие монотеистические нравственные нормы и патриархальный традиционалистский семейный уклад стали мешать обогащению стремительно усиливавшейся экономически и политически международной буржуазии.
Капиталы, которые были заработаны на ростовщичестве, пиратстве, работорговле и эксплуатации колоний, стали вкладываться в борьбу с монотеистическими религиями. В результате возникли такие широкие общественные течения как Ренессанс (Возрождение язычества, неоязычество), масонство, оккультизм, каббала и атеизм.
Атеизм
В настоящее время атеизм является официальной идеологией западоцентричного мира передовых в финансовом, экономическом и технологическом отношении стран.
Атеизм поступательно развивался вместе с буржуазными революциями и широкую аудиторию в западном мире получил, начиная с времен Великой французской революции, которая сопровождалась целенаправленным массовым террором в отношении христиан сначала во Франции, а затем и по всей Европе (Наполеоновские войны).
Характерно то, что на Востоке атеизм как массовое идеологическое явление сложился раньше, чем на Западе. Это произошло в период кризиса ведического индуизма, когда появились философские учения бродячих шраманов (шаманов), в числе которых был Сиддхаттха Готама, который стал основателем буддизма.
В Древний Китай буддизм проник под видом даосизма. Буддизм и даосизм являются атеистическими идеологиями, в которых категория Бога отсутствует. Движущей силой «восточного атеизма» были не ростовщики и торговцы (как позднее на Западе), а воины и чиновники (Готама, Конфуций, Лао-цзы)
Современность и будущее
Судьба живых религий сегодня сильно зависит от судьбы западоцентричного капиталистического городского глобализма. В случае победы буржуазных глобалистов, атеизм с помощью направленного информационного подавления религиозного сознания через несколько поколений городских обывателей станет господствующей идеологией. Если мир распадется на экономически и финансово сравнительно независимые друг от друга зоны, а экономика, финансы и технологии будут возвращены на свои служебные места, то век живых религиозных систем продлится и дальше
Настолько всё тут неправильно, что даже и возражать нет желания!
Краткий экскурс по истории Религии
(Между прочим. Ре-лигия, где «ре» — это «пере», а «лига» — объединение. Так что,
Религия — это Пере-объединение)
————————————
Истоки религии теряются во глубине веков и уже в Тотеме чётко видно наличие религиозных проблем, проблем межчеловеческих отношений. И именно в Тотеме уже в наличии моменты этики, которые сведены к ответам на два вопроса:
— Кто мы?, Откуда мы? (Ответы на которые формировали единство рода. Вместо богов — души предков)
Мифологическая стадия становления Религии добавила к ним вопросы:
— Что есть Зло?, Что есть добро? и Зачем Я? (Единство племени. Пантеон богов)
Христианство (единобожие) ввело в этику вопросы:
— Куда мы идём? и Что такое «благая жизнь»? (Формировали единство нации.)
Марксизм-ленинизм (безбожие) расширил состав этики вопросами:
— Что чьё?, Насколько? и Почему? (Наверное начала такой Этики, которое способно сформировать единство наций.)
Причём, всякое новое расширение состава этики требовало переосмысления всего содержания Этики.
И по существу, этика — есть иерархично упорядоченный состав идей.
Связное и непротиворечивое содержания этих идей, выраженное текстом,— есть идеология.
А функциональный смысл этики и её развития — это расширение границ человеческой общности.
———————-
На теперь этика состоит из связных ответов на вопросы:
— Кто мы?, Откуда мы?, Куда мы идём (пойдём)?
— Что чьё?, Насколько? и Почему?
— Что есть Зло?, Что есть Добро?
— Зачем Я?
— Что такое благая жизнь?
_________________
Добавка
———————
Когда-то Аристотель определил Философию как сумму = Физика + Метафизика.
Галилей, своими изысканиями, вывел Физику из Философии в Науку, языком которой стала Математика.
Так что, на теперь и со времен Галилея в рамках Философии осталась только Метафизика, а, следовательно, все и всякие философские тексты, созданные после Галилея, принадлежат Метафизике, т.е. Философия (на теперь) = Метафизике.
А проблемами Метафизики как были, так и остаются — межчеловеческие отношения.