Как работает система трех варн

В предыдущей статье (Три варны и социальная структура любого общества) мы со ссылками на авторитетные источники продемонстрировали, что система трех варн присутствовала в таких обществах как древнеиндийское, древнеиранское, древнегреческое, древнеримское, а также она чётким образом реализовалась в Средневековой Европе.

Но почему эта система оказалась такой привлекательной для наших великих предков? Давайте разберём её основные преимущества.

Разделение труда увеличивает производительность

Экономисты утверждают, что разделение труда в экономике увеличивает производительность труда. По всей видимости, это частный случай универсального закона общественной жизни. Разделение общественного труда (или общественных функций) также увеличивает эффективность общества. Это общество становится умнее и нравственнее за счёт специализации брахманов, сильнее и безопаснее, а также становится более управляемым за счет специализации кшатриев, изобильней и богаче за счёт специализации вайшья.

Социальная стабильность

Определенная степень предсказуемости судьбы человека является основой его личного счастья. И наоборот, если человек в молодости, зрелости не знает стабильных путей своей личной судьбы, то он истратит нервную энергию и каждая неудача для него может казаться фатальным ударом.

Представим себе условно «усредненное» индоевропейское общество, без жестких варновых границ, как в Индии, но с осознанием варновой системы (как бы она не называлась).

  • Молодой брахман знает, что он, скорее всего, не будет богат, но он будет уважаем и ему отроется вся накопленная мудрость его общества. Жена брахмана не будет носить лучшие наряды, побрякушки, ездить на лучших лошадях и повозках, но её муж в большинстве случаев будет умным, нравственным и талантливым человеком.
  • Молодой кшатрий знает, что он может дослужиться до дома с прислугой, лучших лошадей и лучшего оружия. Жена его будет ходить в лучших платьях, и звенеть украшениями. У него будет почёт и уважение. Но за это за всё, возможно, придется отдать здоровье, а может быть и саму жизнь на поле боя, в схватке с преступниками, или на чиновничьей службе. Причём случиться это может в молодости или в зрелости. Сыновья, гордые своим отцом, скорее всего, также будут обречены на такую опасную службу. А дочки, скорее всего, станут жёнами таких же экстремалов кшатриев.
  • Молодой вайшья знает, что не сложат легенды и песни о его ратных и служебных подвигах кшатрия, и не будет он стоять так близко к истинным смыслам бытия, как мудрый брахман. Но, если он будет трудолюбив, то у него будет хорошее хозяйство, красивая жена, много ребятишек. А что человеку ещё нужно для счастья!

Это всё, конечно, в идеале. В жизни, кто-нибудь обязательно где-нибудь сделает подведёт, а остальным придётся исправлять. Но историю мы знаем по эпизодам военных кампаний, которые в древние времена занимали мизерный процент всего исторического времени, и до современной эпохи массовых войн, были краткими и малочисленными. Основное время люди жили спокойной сельской жизнью под физической защитой своих кшатриев и под духовной защитой своих брахманов.

И для каждого члена общества наличие сбалансированной варновой системы было основой личного счастья. Мальчик не мучился вопросом, а кем он хочет быть: банкиром или космонавтом? Он примерно понимал плюсы и минусы каждой варны и либо мог выбрать судьбу, либо мог легко покориться ей. Конечно, часто это определялось варной родителей, но ведь и таланты, и предрасположенности переходят по наследству. Поэтому определенная логика в определенных барьерах на переход из варны в варну есть.

Девочка понимала, примерно, что её ждёт в каждом случае в зависимости от того, кто будет её мужем: брахман, кшатрий или вайшья. А если любовь заглушит чувство здравого смысла и брахманша решит стать женой вайшья, то потом ей придётся пенять только на себя саму, дурёху, когда одухотворенная поэзия и интеллектуальная изысканность останутся в отчем доме, а в доме мужа придётся изо дня в день поворачиваться очень быстро, чтобы тяжелым физическим трудом обеспечить эффективность домашнего хозяйства.

И всё это называется общественная (социальная) стабильность, которая исключительно благоприятно сказывается на любом обществе.

Настоящее и будущее варновой системы

В разделе «Восстание вайшья» на этом сайте вы найдете много статей о том, почему, как и кем этот варновый трехфункциональный баланс был нарушен. И какие последствия этого разрушения легли в основу современного системного глобального кризиса человечества. А может быть не стоило нарушать баланс? Может быть стоит вернуться к этому балансу вновь?

Многие считают, что возврат в феодальной сословной системе является пугающе ужасным вариантом развития событий в мире. При этом мы помним, что в основе сословной системы Европейского Средневековья лежала именно древняя система трех индоевропейских варн. Эти страхи напрасны, если возврат будет осуществляться в нормальную сбалансированную систему, которая характеризуется тем, что в ней нет иерархии привилегий. Ошибкой является путать функции и иерархию порабощения. Здоровым вариантом системы трёх варн является функциональная равноценность, когда функции брахманов, кшатриев и вайшья равны по ценности по отношению друг к другу. Это как бы взаимовыгодный обмен функциями для улучшения жизни всех. Истинное общественное разделение труда. Если возврат будет осуществлен именно к такой осознанной варновой системе без жестких границ, и с сохранением межварновой мобильности (на страх и риск «перебежчика»), то наше общество без сомнения ждёт реальное решение глобальных проблем, ставших следствием нарушения общественного баланса «восстанием вайшья»