История Курильских островов — имеют ли японцы право владеть Курилами?

Япония хочет завладеть островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и островной группой Хабомаи, которые располагаются между Охотским морем и Тихим океаном, являясь самыми южными землями из цепи Курильских островов.

Главными «действующими лицами» на Курильских островах являются айны, русские и японцы.

История Курильских островов

Айны были коренными жителями Японских островов и Курил. Только около 7-го тысячелетия до нашей эры этот народ стали очень медленно теснить на север сначала переселенцы с территорий современных Малайзии, Индонезии и Филиппин, а позднее мигранты с Корейского полуострова, потомки последних собственно и составят потом японский народ.

Процесс вытеснения айнов на север был настолько медленным, что около XV века (Жанна д’Арк, падение Византии, избавление Руси от Монголо-татарского ига, Коперник, Христофор Колумб) северная часть острова Хонсю в основном оставалась за айнами, хотя японцы уже вовсю предпринимали попытки завладеть Хонсю полностью и уже заняться Хоккайдо.

Два века спустя, в XVII веке (Петр I, Нидерландская буржуазная революция, Английская буржуазная революция, африканская работорговля, д’Артаньян, Джон Локк) японцы уже вели борьбу с айнами на острове Хоккайдо.

И уже в это время у северных Курил появляются русские. Земляк Ломоносова, за полвека до рождения последнего, русский холмогорский купец и по совместительству исследователь новых земель Федот Попов дошёл до южного мыса Камчатки, откуда при хорошей погоде видны северные острова Курильской гряды.

Ф. Попов открыл около 2 тыс. км камчатского побережья — довольно изрезанного, гористого восточного и низменного, Лишенного гаваней западного — и первый плавал в восточной части Охотского моря. Во время обхода южной оконечности Камчатки — мыса Лопатка — узким Первым Курильским проливом Ф. Попов, несомненно, видел о. Шумшу, самый северный из Курильской дуги (Магидович И. П., Магидович В. И.. Очерки по истории географических открытий. В 5-ти т. Т. 2. Великие географические открытия (конец XV — середина XVII в.). —3-е изд., перераб. и доп. 1983)

Было это зимой 1649-50 годов (На Руси царь Алексей I Михайлович Романов закрепощает крестьян, в Англии Кромвелем казнен король Карл I Стюарт, а лондонские купцы похищают с улиц женщин и детей, продавая их рабами в Новый Свет).

К тому времени через Курильские острова уже проплывали голландцы, но эти острова были слишком далеко от их главных маршрутов, а главное — эти острова не представляли ценности для голландской международной торговли.

Поэтому встреча именно русских и японцев на Курильских островах становилась неизбежной. Японцы практиковали к айнам почти геноцид, русские же вполне мирно уживались с прямыми потомками древнейшего коренного населения Японских и Курильских островов. Айны даже охотно принимали православное христианство с севера, озадачивая японцев с юга своим «Оппопи помира!» («Господи помилуй!»).

Прежде чем переходить к истории отношений русских и японцев на территории Курильских островов, необходимо глубже рассмотреть историю и традиции айнов, чтобы стало понятно, почему с японцами у них отношения категорически не сложились, а с русскими, напротив, сложились и неплохо.

Айны: происхождение, традиции и отличие от японцев

Айны и их прямые предки, согласно археологическим данным, жили на Японских островах со времени около 13000 лет до нашей эры. Откуда они пришли неизвестно. Какие-то исследователи предполагают, что с юга от австронезийцев, другие — с севера из Сибири. В любом случае айны кардинально отличаются от народов Юго-Восточной Азии, Восточной Азии и Дальнего Востока уникальным языком (пока не причислен ни к одной из языковых семей), внешним видом, генетикой и традициями.

Письменности они не знали, но религиозные традиции имели исключительно примечательные, среди которых прослеживаются интересные аналогии с шумерской, египетской и вообще общей структурой древнейших верований Евразии. При этом религиозное миропонимание айнов кардинально отличается от японского.

У Айнов есть верховный бог, который создал мир и других младших богов. Его имя Пасе, по всей видимости, родственно слову, которым в древнейших неписьменных языках обозначали отца. Сравните слова со сходными значениями папа, father, ата, отец, падре, патер и т.п.

Мужчина по-айнски звучит как «пинне». Это слово также, судя по всему, родственно слову отец и словам, которые обозначают мужские органы. Девочка по-айнски звучит «маткаци» — также очевидно родство с такими словами как «мать» и «матка».

Пасе камуй (создатель и владетель неба), судя по всему, эквивалентен верховным богам других древнейших народов: древнеиндуистскому Дьяусу Пита (Небесный отец), Дью-Пита (Юпитеру) латинов, древнеегипетскому Пта (бог, создатель мира), хараппскому Пашупати и т.д. У японцев же верховное божество отсутствует.

За обильную растительность на голове русские казаки называли айнов «мохнатые»

Следующие по рангу боги — брат и сестра Аойна и Турешмат. По поручению Пасе они создают остров Хоккайдо (Эдзо по-айнски), а Аойна еще и создаёт человека. Имена этих брата и сестры поразительно созвучны шумерским богам Ану и Тиамат.

Ещё одна любопытная параллель заключается в том, что в айнской мифологии присутствует бог гор в образе орла, который иногда выступает как прародитель людей. Возможно, этот бог имеет «родство» с египетским Гором (Хором) — богом высоты в образе сокола. Орел — принадлежит к отряду соколообразных. Само имя египетского бога Гора (Хора) может иметь отношение к горе как естественной возвышенности на местности. Гора по-шумерски звучит как «кур», а горная гряда — как «хур-саг». Возможно, сходство египетского и айнского божества — это не простое совпадение.

Далее у айнов боги делятся на хороших и плохих. У японцев подобного деления богов (духов) нет. При этом морально-нравственная ориентация богов связана как правило с небом и землей, а также в некоторой степени с половой принадлежностью. Боги связанные с небом, высотой и вершинами гор — хорошие. Боги связанные с землей, водой и горными подземельями — плохие.

Например, Пасе, создатель мира, добрый бог, он любит людей и заботится о них. Аойна, Чуф-камуй (бог всех светил), Синисерангуру (бог высшего небесного мира) и другие — хорошие боги.

Главное злое божество — болотная богиня Нитатунарабе. Кинасутунгуру — змей, который пресмыкается по земле, тоже плохой. Хонпокикеуш — бог подгорных ям — плохой.

То есть мы видим стандартную для народов древней Евразии картину. Наверху (небо, свет) добро, внизу (земля, вода, тьма) зло. Среди важных плохих богов присутствует змей — также общий религиозный мотив для древнейших верований.

Есть некоторый намёк на связь неба и земли, хорошего и плохого с мужским и женским, что также прослеживается как минимум в древних месопотамских и греческих религиозных традициях. У айнов хорошие женские богини как правило парные хорошим мужским. Главное злое божество женского рода. А самая значительная хорошая богиня Турешмат в мифе о создании Хоккайдо делает свою работу наспех и тяп-ляп — в противоположность старательному и исполнительному Аойну. Богиня огня Фудзи (Ундзи) хорошая. Но огонь во всех древнейших религиях связан с небом и с верховным мужским божеством.

Таким образом, мы можем предположить, что айны, когда-то в глубочайшей древности перебравшись на Японские острова, изолировали себя от культурно-религиозных процессов Евразии и на тысячелетия законсервировали значительные элементы древнейшего религиозного мировоззрения.

Другим разительным отличием айнов и японцев, а также намёком на связь айнов с Евразией является ритуал жертвоприношения медведя. Во-первых, обряд с ритуальным медведем может иметь связь ещё с неандертальцами в Европе, у которых археологически зафиксированы «медвежьи» святилища. Медведи в наших сказках, а также мишки детские игрушки по мнению многих учёных являются отголоском древнейших европейских (изначально неандертальских) обрядов. Во-вторых, характер жертвоприношения медведя у айнов говорит о том, что медведем на каком-то этапе заменили жертвенного человека. Медведя брали медвежонком в айнскую семью, растили как своего ребёнка, чуть ли не кормили материнским молоком. Выращенный таким образом медведь ритуально приносился в жертву всей общиной.

У японцев же ритуалы человеческих жертвоприношений практиковались вплоть до первых столетий нашей эры. Например, в качестве строительной жертвы (хитобасира) в стену строения или моста замуровывали женщину с её ребёнком.

Всё вышесказанное говорит о том, что традиции и миропонимание айнов были глубже, чем у японцев, при этом были более гуманными — не было человеческих жертвоприношений, существовали категории добра и зла, связанные с религиозными представлениями.

Возможно, этим можно отчасти объяснить непрекращающиеся войны айнов с японцами и дружбу с русскими, у которых были несоизмеримо более близкие айнам религиозные представления.

Айны, русские и японцы

Японцам вообще с айнами было тяжело. Айны были более искусными воинами. Свои самые лучшие боевые практики японцы заимствовали у айнов. Самурайство было сформировано на основе айнских боевых приёмов. Например, обряд сепуку (харакири) заимствован японцами у айнов. Несмотря на постоянную войну, японцы иногда создавали с айнами семьи. Некоторые японцы, не принимавшие централизованной японской власти, переходили к айнам и присоединялись к их освободительной борьбе. И наоборот, многие самурайские роды имеют именно айнские корни. Самый известный такой клан носит имя Абэ. Премьер-министр Синдзо Абэ, яростно педалирующий Курильский вопрос, является отпрыском этого клана.

Японцы брали тем, что формировали более крупные и сложные по структуре общественные объединения. Айны, которые не занимались сельским хозяйством, жили небольшими разрозненными поселениями. Будучи более искусными воинами, айны проигрывали числом, организацией и технологиями войны (например, у них не было артиллерии и массовой армии со строевой выучкой). Фактически японские самураи исторически тоже были своеобразной «антиайнской» технологией. Когда территория айнов была завоёвана а сами айны подавлены, японцы упразднили и самураев за ненадобностью.

Японцы «подбирались» к Курильским островам с юга, когда русские побывали на всех Курильских островах и включили их с 1736 года (кроме Кунашира) в Российскую империю, а немногочисленные айны этих островов охотно принимали православное христианство. Двигавшиеся навстречу друг другу японцы и русские «встретились»  на Кунашире около середины XVIII века (Императрица Елизавета Петровна, Фридрих Великий, Вольтер, Джефри Амхерст травит индейцев зараженными оспой одеялами).

Русские и японцы приступили к освоению Кунашира примерно в одно и то же время. Есть сведения, что в 1755 году айны этого острова платили ясак (натуральный налог) в казну Российской империи. А уже в 1769 году айны сообщили русским, что на острове располагается японская крепость. А в 1799 году японцы высадились на Итурупе и приступили к освоению острова.

В 1811 году произошел первый значимый «контакт» японцев и русских. Русский императорский шлюп «Диана», который изучал гидрографию Курил, нашёл японцев на Итурупе, был обстрелян с Кунашира японскими пушками. Капитан шлюпа Василий Михайлович Головнин и команда шлюпа были взяты японцами в плен, в котором просидели всю Отечественную войну 1812 года с Наполеоном. Спустя 2 года русские были отпущены. Инцидент был решен полюбовно.

История инцидента Головнина

Наведите курсор на слайдер и листайте

[metaslider id=»7626″]

 

В 1855 году в условиях ослабления русских Крымской войной с англичанами, французами и турками Россия вынуждена была признать границу с Японией между Урупом и Итурупом.

Японский мультфильм о Симодском трактате (соглашении между Россией и Японией) 1855 года (с русским переводом)

А 20 лет спустя император Александр II заключил с Японией невыгодный для России Петербургский договор 1875 года, по которому Россия отдавала Японии все Курильские острова в обмен на признание Сахалина (который и так фактически контролировался русскими) российской территорией.

К 1875 году русские контролировали большинство Курильских островов (кроме Кунашира (с 1736 года) и Итурпа с Шикотаном (с 1855 года)) в течение 139 лет (еще в 1736 году все острова от Шумшу до Шикотана были частью Российской империи).

Получив острова в своё владение, японцы применяли там политику притеснения айнов, подобную той, которую практиковали столетиями на Японских островах. Все айны были перемещены на Шикотан в неестественно скученные для охотников и собирателей условия, на острова хлынули японские переселенцы. Под японцами айны подвергались насильственной японизации.

Айны, ушедшие на соседний Сахалин, не избежали японской жестокости и там. Японцы наряду с русскими присутствовали на Сахалине исторически и по российско-японским соглашениям 1855 и 1875 годов. После Русско-японской войны  1905-1906 года Южный Сахалин перешел к Японии. А с 1920 по 1925 годы и Северный Сахалин находился под японской оккупацией.

Также в 1905-1906 годах японцы пытались завладеть и Камчаткой, но суровые местные жители, включая айнов, под грамотным руководством русских чиновников, сумели организовать эффективную оборону, и иррегулярными, гражданскими силами умело отбивали японские военные десанты.

С 1875 года по 1945 года в течение 70-ти лет Япония владела Курильскими островами. В результате Курильской десантной операции войск 2-го Дальневосточного фронта и Тихоокеанского флота СССР против японских войск во время Второй мировой войны все Курилы вновь стали русской территорией. В том же 1945 году в результате Южно-Сахалинской операции от японцев был очищен Сахалин.

Все подданные Японии, включая айнов, которые подвергались жёсткой японизации в течение 70-ти лет, были репатриированы в Японию.

В результате всех исторических перипетий айнов, которые считали себя таковыми, помнили свои традиции и пытались как-то им следовать, остались единицы.

После 1945 года все Курилы находились в составе СССР.

В 1956 году СССР попытался обменять остров Шикотан и группу островов Хабомаи за нейтралитет Японии в Холодной войне. Но Япония под давлением США на это не пошла и отказалась связывать себя мирным договором с СССР.

После развала СССР Российская Федерация попыталась вернуться к теме мирного договора с Японией. Российское руководство лелеяло надежды войти в мировое капиталистическое сообщество ведущих стран в качестве полноправного члена. Япония является по факту оккупированным американскими военными государством. Поэтому мир с Японией является логичным признаком мира с США. Руководство РФ в этой логике сделало несколько заявлений и подписало несколько документов, делая южные Курильские острова предметом политического торга:

  • Токийская декларация 1993 года
  • Иркутское заявление 2001 года
  • Японско-российский план действий 2003 года

Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и настоящее Заявление;

— подтвердили, что Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ, положивший начало процессу переговоров о заключении мирного договора после восстановления дипломатических отношений между двумя странами;

— исходя из этого, согласились ускорить дальнейшие переговоры с целью заключения мирного договора путем решения вопроса о принадлежности островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи и таким образом достичь полной нормализации двусторонних отношений на основе Токийской декларации 1993 года;

— договорились активизировать переговоры с целью достижения взаимоприемлемого решения и в ближайшее возможное время определить конкретное направление движения к заключению мирного договора;

— подтвердили, что будут продолжать сотрудничество, связанное с островами Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи, направленное на создание благоприятных условий для скорейшего заключения мирного договора;

(Иркутское заявление 2001 года)

Таким образом, РФ фактически предложила заключить мирный договор с Японией в обмен за возврат русско-японской границы между Курильскими островами на состояние 1855 года (145 лет назад).

Японцам это предложение понравилось, но американцам, которые используют Японию в своей глобальной политике мирный договор Японии и России не был нужен. По мнению американцев, Россия не должна развивать благотворные для неё политические и экономические связи с другими странами. СССР, конечно, приказал долго жить, но историческая Россия с её прошлым, ресурсами и людьми осталась. Кому нужен такой сильный конкурент на мировой арене?

После 2014 года ситуация изменилась.

Крым стал российским. Россия провела успешную военную операцию в Сирии. Восстановление российской военной мощи стало очевидным. Поэтому американцам стало выгодно ударить по рейтингу президента РФ В.В.Путина потерей Россией части своей территории. Но мирный договор России с Японией американцам по прежнему не нужен.

Руководство ФР поняло, что никто не станет с ними говорить на равных и «пускать» в мировое сообщество в качестве полноправного суверенного члена. С одной стороны, есть понимание, что передача южных Курил японцам сильно ударит по имиджу российской власти внутри РФ, с другой — мирный договор с Японией вновь стал желателен как закрепление нейтральной позиции Японии в условиях нарастающего напряжения между США и РФ.

Для японцев южные Курилы стали очень мощным внутриполитическим фактором, который японское руководство никак не может игнорировать, поэтому яростно делает вид, что Россия уже находится в процессе передачи южных Курил Японии.

Стороны вошли в клинч.

Выводы. Отдадим Курильские острова Японии?

История Курильских островов говорит о том, что они принадлежат айнам по праву проживания там тысячелетиями. Россия также имеет право владеть ими, так как айны воспринимали русских как друзей и мирно уживались с ними, признавая власть русских над собой. Власть русских над Курилами исторически являлась гарантией безопасности айнов от японцев, которые веками их истребляли, угнетали и подвергали насильственной японизации.

Касательно русско-японских отношений, все Курилы (кроме Кунашира и частично Итурупа) первоначально были заняты Россией и официально с 1736 года находились в ее власти в течение как минимум 119 лет. После чего по различным причинам (соглашения, войны) переходили из рук в руки, окончательно став российскими в 1945 году.

Японцы не имеют исторического права владеть Курильскими островами, поскольку стали причиной гибели айнов на Японских островах, Курильских островах, и даже на Сахалине и Камчатке, так как японцы некоторое историческое время присутствовали на Сахалине, а также объявили, что все территории, где проживают айны, являются территориями Японии. Поэтому были периоды, когда русская власть, мягко говоря, не поощряла национальную самоидентификацию айнов на российской территории по политическим соображениям. Это также был опосредованный японский удар по айнам. Грубая японизация айнов также стала причиной репатриации японских граждан айнского происхождения в Японию в период возврата Курил в Россию.

Передача Японии части Курил станет сильным ударом по российской власти внутри страны и станет частью исторической несправедливости в отношении исключительно интересного и самобытного народа айнов, который Россия, к сожалению, не смогла защитить от гибели.

Таблица владения Курильскими островами

ГодаСев. и Сред. группыУрупИтурупКунаширМал. гряда
До 1736айныайныайныайныайны
1736-1855 (119 лет)РоссияРоссияРоссия / ЯпонияРоссия / ЯпонияРоссия
1855-1875 (20 лет)РоссияРоссияЯпонияЯпонияЯпония
1875-1945 (70 лет)ЯпонияЯпонияЯпонияЯпонияЯпония
1945-2019 (74 года)РоссияРоссияРоссияРоссияРоссия

Список Курильских островов

Северная группа (Атласова, Шумшу, Парамушир, Анциферова, Маканруши, Онекотан, Харимкотан, Чиринкотан, Экарма, Шиашкотан)

Средняя группа (Райкоке, Матуа, Расшуа, о-ва Ушишир, Рыпонкича, Янкича, Кетой, Симушир, Броутона, о-ва Чёрные Братья, Чирпой, Брат-Чирпоев)

Южная группа (Уруп, Итуруп, Кунашир)

Малая Курильская гряда, велючая группу Хабомаи (Шикотан, Полонского, о-ва Осколки, Зелёный, Танфильева, Юрий, о-ва Дёмина, Анучина)

10 комментариев к “История Курильских островов — имеют ли японцы право владеть Курилами?”

  1. Тема активно педалируется отечественными и японскими СМИ, Абэ уже пакует чемодан и пустил на принтер Мирный Договор, который к весне и распечатается полностью. Тогда же он и собирается приехать его подписать. Если это произойдёт, то волнений в стране избежать не получится, к сожалению…

    • Как при всяком переименовании или возврате исконных названий географическим объектам, следует сперва определиться с тем, что в каждом конкретном случае понимать под термином «исконные». В отношении Курильских островов исконными названиями являются названия на языке айнов и возможно (для каких-то северных островов Курильской гряды) на языке (языках?) местных жителей южной Камчатки. Мне представляется наиболее разумным вернуть айнские (и возможно камчадальские) названия тем островам Курильской гряды на которых айны (или камчадалы) проживали постоянно. При этом сохранить русские (международные) названия для островов Курильской гряды, на которых айны (и камчадалы) не проживали постоянно. Таково мнение филолога опротестовывающего совершённый в 1991 году подлог-фальсификацию приведшую к кривому переименованию города исконно названного Санкт-Питербурх (даю здесь настоящее название града Петрова на Неве с учётом современной транскрипции).
      Что касается переименования всех островов Курильской гряды в их так называемые «исторические русские названия» — это неразумное и антинаучное предложение не соответствующее современной картографической традиции. В политическом же смысле подобного рода непродуманное «переименование» можно назвать не иначе как антироссийской политической провокацией, направленной на ухудшение добрососедских взаимоотношений между Россией и Японией.

  2. следующий шаг-отдать кенигсберг, сделать пограничной ж.д.станцией негорелое,вернуть выборг и карелию и т.д. и т.п. что-то я не слышу о успехах в экономике-а в ней главное уровень жизни граждан. мы стадо даже не баранов, хуже, интересуемся сирией, венесуэлой, молча слушаем о водоизмещении самой крупной яхты господина усманова и прочих, а вот сколько работает подшипниковых заводов из 32 советских не знаем и нам не говорят, тишком дарят колоссальную акваторию норвежцам, теперь номер 1 из тандема готовит курилы и плевать на этих… которые молчат.

  3. Передача Россией Японии южных островов Курильской гряды резко подорвёт обороноспособность Российского Дальнего Востока поскольку откроет беспрепятственный свободный доступ в Охотское море военно-морским флотам вероятных противников России — США, Японии и их союзников.
    Также подобная ничем не оправданная территориальная уступка явится поощрением многовековой политики японского геноцида против исконных жителей Японских островов айнов.

  4. Нынешняя российская администрация (местная и федеральная) продолжает волюнтаристскую политику Никиты Сергеевича Хрущёва направленную против айнов проживающих в России . Якобы единицы айнов граждан России — это результат фальсифицированной статистики и негласной русификации малочисленного айнского населения России проводимой администраторами безграмотными в вопросах национальной политики и ложно понимающими стратегические задачи России на Дальнем Востоке. Вместо русификации и административного выдавливания из Россию в Японию остатков айнского населения следует провести генетическое картирование айнов в России и преобразовать Сахалин и Курильские острова в район культурной автономии айнов с видом на создание айнской автономной области с территориальной претензией на остров Хоккайдо (население которого некогда платило налоги России- а ныне захваченный Японией) — это снимет все будущие умыслы Японии на захват Курил и Сахалина. Пусть Япония отчитывается перед международным сообществом за геноцид айнов ! Нечего России лебезить перед оккупированной США Японией.

  5. Перспективным в области российско-японских взаимоотношений мне представляется ориентация (после вывода оккупационных войск США из Японии) на создание российско-японского экономического союза и даже в последующем — политической конфедерации. Предпосылки для этого есть. И серьёзным подспорьем в осуществлении такой политики экономического и политического сотрудничества вполне могло бы выступить айнское население России и Японии : 1) создание айнского района на Сахалине и Курилах с правами культурной автономии 2) привлечение лояльных России айнских переселенцев с Хоккайдо 3) создание Автономной респулики айнов (Сахалин и Курилы) с территориальной претензией на остров Хоккайдо 4) снятие взаимных территориальных претензий (после вывода оккупационных войск США из Японии) на условиях создания союзной экономической зоны (Сахалин-Курилы-Хоккайдо) с безвизовым режимом для постоянных жителей Сахалина, Курил и Хоккайдо 5) создание в рамках конфедеративного союза Японии и России Айнской Республики (Сахалин-Курилы-Хоккайдо).
    Но ни МИД ни правительство России не ставят перед собой перспективных целей в развитии отношений с Японией, забывая что мирный договор с оккупированной США Японией — это такая же филькина грамота, как мирный договор РФ с Германией, находящейся под полным военным контролем США и НАТО.

  6. Америка тоже после геноцида стала Америкой. Сейчас и на Украине геноцид. Так что айнов надо к нам, только им и на Сахалине не плохо. А Кунашир давно надо под базу РФ, как впрочем, и Аляску.

Оставьте комментарий