В любом историческом обществе присутствуют три группы людей. Одна группа преимущественно занимается духовной и интеллектуальной деятельностью (наукой, религией, искусствами, образованием и здравоохранением). Другая группа в основном занята безопасностью и государственным управлением. Третья – специализируется на воспроизводстве (производство, сельское хозяйство, торговля, финансы). Эта структура без изменения существует с древнейших неписьменных времен. В древней арийской литературе эти группы названы варнами: брахманы, кшатрии и вайшья. В разных обществах эти группы назывались по-разному, имели разное количественное соотношение, но само деление и их базовый функционал всегда оставались неизменными. Эти группы также можно назвать общественными стратами (слоями).
Страты
Чем эти три страты друг от друга отличаются? Первая или духовная страта определяет ценности, разъясняет, что хорошо и что плохо. В первую очередь она устанавливает табу, которые фактически защищают людей от самих себя. Классические заповеди (не убий, не укради и другие) защищают общество от распада. Вторая или властная страта следит за выполнением табу и наказывает тех, кто всё-таки решается в угоду своим желаниям заняться антиобщественной деятельностью. Представители властной страты также ценой своей жизни защищают общество от внешней угрозы. Они первые встают на защиту духовной и материальной страт. Правитель выбирается, как правило, из властной страты.
Мы часто видим в исторической литературе некорректное применение термина царь к правителям государств до нашей эры. Это приводит к искаженному понимаю роли древнего правителя, который был, как правило, избираемым воином-администратором. Нужно понимать, что слово «царь» произошло от имени римского политика Цезаря, который умер за 44 года до начала нашей эры и даже не был императором.
Третья или материальная страта, обычно, самая многочисленная группа. Она руководствуется ценностями, которые формирует духовная страта, и находятся под защитой и опекой властной страты. Она занимается созданием пищи, орудий труда, а также «созданием» детей. Представители духовной страты часто бездетны, т.к. больше заняты духовным миром. Представители властной страты малочисленны, чаще и раньше погибают, чем представители материальной страты. Общественное воспроизводство в основном лежит на представителях материальной страты. Их потомки могут перейти в любую страту. Таким образом, материальная страта занимается производством и распределением благ в обществе.
Отношения между этими тремя стратами определяют историю отдельных обществ и человечества в целом. Поэтому можно говорить об отдельной историософии страт.
Этапы истории
В истории человечества можно условно выделить три больших этапа. Первый этап, время начала которого нам неизвестно, характеризуется доминированием группы священников. Об этом говорят Гесиод в мифе о Золотом веке, индийские Пураны в мифе о Сатье-юге и, конечно, Библия в мифе о Рае. Эта условная эпоха духовной страты в большинстве обществ завершилась ещё в дописьменные времена. К этой эпохе, возможно, относятся общества неолитической революции, мегалитов, предки ариев до прихода в Индию, Хараппская цивилизация и другие. Главным «капиталом» этих обществ является контакт с божественным миром.
Уже в исторически обозримое время происходит какой-то глобальный духовный сдвиг, и начинается новая эра. Практически все ранние письменные источники свидетельствуют об идеологическом доминировании героев-воинов (властная страта) и правителей из их числа (Энума Элиш, Гильгамеш, Иллиада и т.п.). На первый план выходят боги-воины: Индра, Мардук, Монту, Баал и другие. Почему произошли эти перемены, нам неизвестно. Мифы Гесиода, Пураны и Библия, которые сами составлялись уже в эпоху воинов-героев, говорят о том, что люди отдалились от божественного в угоду своим личным прихотям. Священники уже не определяют политику большинства обществ, которые становятся более воинственными. Главным «капиталом» является военная мощь. Главными людьми становятся воины и правители из их числа.
Ещё до нашей эры древнегреческая философия, выросшая из среды торговцев («первый» философ Фалес Милетский был из рода торговцев финицийцев, отец Пифагора был купцом финикийского города Сидон), начинает высмеивать богов и героев. Она предваряет материализм и атеизм и начинает готовить переход к следующему этапу, где руководить обществом будет не тот, кто общается с богами и не тот, кто обладает силой и владеет воинским искусством, а тот, кто контролирует торговлю и финансы. На следующем этапе воины (властная страта) передают управление верхушке материальной страты. Создание денежной системы обмена, формирование глобальных рынков позволяют купцам и ростовщикам занять руководящие позиции. Практически все современные правители являются больше корпоративными менеджерами в костюмах с галстуками, чем военачальниками в мундирах. А ведь совсем недавно было по-другому!
В чём основное отличие этих трех этапов? Первое состояние видится идеальным, поэтому названо древними людьми Золотым веком, когда все три страты процветают. Второй этап является уже некоторым искажением идеала. Т.к. воины, призванные защищать и управлять в интересах всего общества, начинают действовать в собственных интересах и, отодвинув на второй план жрецов, повергают мир в бесчисленную череду кровавых конфликтов. Жрецы (духовная страта) скорбят, видя многочисленные нарушения нравственности, или деградируют до идеологической обслуги воинственных управленцев. Народ (материальная страта) страдает от войн, мешающих заниматься мирным воспроизводством. Представители материальной страты в этих условиях сами могут становиться воинами, как, например, у древних германцев, кочевников европейских лесов, где каждый свободный муж находился в перманентном ополчении.
Третий этап, который характеризуется верховенством материальной страты, сохраняет ничтожный статус духовной страты и низводит воинов и правителей до подчиненного состояния. Высшей ценностью для материальной страты, освобожденной от духовного руководства и военного обременения, является получение удовольствий. Высшей ценностью и культом становится неограниченное наслаждение земными благами, что выражается в современной идеологии либерализма.
Описанная поступательная смена трех эпох является обобщением и констатацией основной логики глобального процесса. Если рассматривать отдельные периоды и отдельные общества, то мы можем увидеть, например, мощный реванш духовной страты в эпоху властной страты через иудаизм, а затем еще шире через христианство. Но даже такие мощнейшие вспышки, тонут в логике общего процесса. Благочестивый иудаизм был и остается узко этническим феноменом. Христианство на Западе было сравнительно быстро подчинено варварской воинственности франков, саксов, англов и других обитателей европейского леса, что отчетливо проявилось уже в Крестовых походах. Православная Византия не смогла защитить себя от внутренних и внешних угроз и, погибая, передала духовную эстафету Московской Руси, которая с течением веков переродилась в общество, где, как и в современной Европе, заявлено верховенство либеральной идеологии.
Итак, эпоха верховенства духовной страты началась и закончилась до того, как люди освоили письменность. Эпоха верховенства властной страты длилась практически весь исторический период. Эпоха верховенства материальной страты началась сравнительно недавно, поэтому, возможно, нам следует приготовиться к долгому пути дальнейшей духовной деградации. С другой стороны, в конце периода материальной страты остается надежда на поворот колеса судьбы и возврат в эпоху Золотого века духовной страты.