Исторические источники и метод исторического исследования big data (работа с большими данными)

Для того, чтобы понять, что произошло в прошлом, что происходит в настоящем и то, что произойдёт в будущем, сегодня мало уметь просто читать или воспринимать на слух лекции историков в Интернете. В условиях наличия огромного количества исторической информации, в которой представлены зачастую диаметрально противоположные точки зрения на одни и те же события, необходимо разбираться во всем самому. Для этого необходимо обладать надёжной и удобной методикой работы с большими массивами исторической информации (big data).

Во-первых, необходимо поставить цель исследования, сформулировать вопросы, на которые вы хотите получить ответы в конце вашего исследования. Во-вторых, вам необходимо изучить исторические события, которые связаны или могут быть связаны с вопросами вашего исследования. Вам необходимо описать эти исторические события для своего исследования. С событиями следует работать следующим образом.

Методика

Чтобы событие можно было использовать в исследовании, его необходимо обработать с помощью следующей методики:

  1. Необходимо выделить субъект события. Субъект — это то, что действует. Это может быть, например, историческая личность, группа лиц или природное явление.
  2. Важно определить возраст субъекта. Почему это важно? Об этом будет сказано ниже
  3. Необходимо выделить объект, над которым производят действие. Это может быть историческая личность, группа личностей, народ, страна и т.п.
  4. Необходимо определить время, когда произошло событие. Если время точно неизвестно, то определить около какого конкретного года произошло событие, либо определить период времени, в течение которого это событие могло произойти
  5. Необходимо определить место, где произошло это событие. Если место неизвестно, то определить наиболее вероятное место или географическую область, в пределах которого это событие произошло

В процессе вышеописанной работы над событием вам придётся воспользоваться несколькими источниками, как учебниками или энциклопедиями (обязательно проверять источники энциклопедических данных), так и работами конкретных профессиональных историков,  а возможно, и первоисточниками. Желательно сопоставлять данные нескольких источников (чем больше, тем лучше) и выбирать из них наиболее авторитетные. На выходе вы получите максимально объективное и формализованное описание события, которое можно удобно использовать вкупе с другими событиями в исследовании.

Эти события удобно записывать в таблицу Excel, в которой можно сделать следующие столбцы: год, месяц, число, название места, географические координаты места, субъект, год рождения (возникновения) субъекта, возраст субъекта, лояльность субъекта (чьи интересы представляет, как правило, это конкретное государство), объект, описание действия субъекта над объектом. Если месяц или число неизвестно, то оставляйте ячейки пустыми. Для исследований, которые охватывают большие исторические периоды, года (или примерного года) вполне бывает достаточно (особенно для древней истории).

Столбцы год рождения субъекта и возраст субъекта являются очень важными с точки зрения понимания описываемого события. Если субъектом является, например, правитель, то его возраст имеет очень важное значение и может поменять взгляд на событие в зависимости от цифры возраста. Если правителю на момент события было, например, 10 лет, то следует искать вокруг него личностей, которые влияли на его решения. Если правителю было 20 лет, то он был молодым, горячим и неопытным, предпринимающим рискованные авантюры. Если ему было 60 лет, то это, скорее всего, был опытный муж, осторожный, действующий с пониманием ситуации и наверняка. Также возраст субъектов важен при сопоставлении нескольких субъектов и событий, чтобы понимать, кто находился на каком этапе личностного развития во время тех или иных событий.

Когда вы расположите изучаемые события в хронологическом порядке в таблице, вы легко увидите многие взаимосвязи между событиями.

Также можно для наглядности использовать программу Google Earth, в которой можно легко нанести точки событий на поверхность земного шара. Для изучения географии событий важно использовать карты с рельефом, чтобы видеть реки с притоками (они являлись тысячелетними транспортно-логистическими артериями), а также горные системы (преграды для миграции) и степи (сквозные коридоры для кочевых миграций).

Пока не завершите отдельное исследование оценки отдельных спорных событий другими историками старайтесь игнорировать. Оценивайте события сами, исходя из морально-нравственных норм.

Источники

В качестве текстовых источников для изучения истории предпочтительнее использовать наиболее близкий перевод на известный исследователю язык текста первоисточника базовых исторических документов — священных текстов и летописей. Священные тексты подтверждены авторитетом религии и сами по себе являются мощными факторами многих событий, а летописи подтверждены авторитетом государства и также являются факторами событий, в первую очередь политических. Также стоит обратить внимание на качественные переводы дошедших до нас памятников древней околорелигиозной и нерелигиозной литературы. Археологические артефакты и архитектура также являются прекрасными источниками информации для исследователя.

Вкупе с указанными выше источниками следует обратить внимание на поверхностные описания основных исторических событий, таких, как смена правителей, войны и революции. Эти описания содержатся в учебниках по истории, лекциях историков и в энциклопедиях. Подобное описание, как правило, уже очищено от непроверенных данных, и содержит информацию, которую большинство историков признают как достоверную. Если эту информацию использовать в рамках описанной ваше методики исследования, то можно получить очищенные, качественные данные.

Описанная выше методика доступна для всех, кто не имеет специального исторического образования, доступа в специализированные библиотеки и архивы, но хочет знать, что происходило раньше, происходит сейчас и будет происходить в будущем.

P.S. Помните, чем больше событий вы изучите, тем более точным будет результат вашего исследования. Попробуйте, это интересней, чем самая интересная художественная литература или самый увлекательный фильм, так как вы будете наблюдать не иллюзорные выдумки, а реальную историю реальных людей, которые смеялись, плакали, трудились, любили, ненавидели, боролись, жили и умирали по-настоящему.

Оставьте комментарий

Войти с помощью: