Неандертальцы захоронили умершего мужчину в позе эмбриона в гроте Ля-Шапель-о-Сен. В неглубокую могилу положили цветы, мясо и яйца, которые могут свидетельствовать о вере в загробную жизнь.
Исходя из позднейших погребальных практик, можно предположить, что захоронение было символично. Умерший укладывался в могилу как эмбрион в утробу матери-земли, чтобы родиться (воскреснуть) в новую жизнь. Первые намеки на религию обнаруживаются ещё у синантропов 700 тыс. лет назад. Большинство неандертальцев в других захоронениях по Европе и Ближнему Востоку имеют спящую позу или позу эмбриона (могила при этом имела, как правило, овальную форму, возможно, символизируя утробу матери).
Тело взрослого неандертальца было посыпано охрой, выложено камнями яшмы и кварца. Эта часть погребального обряда также может быть символом сияющего света возрождения к новой жизни. Охра использовалась позднее кроманьонцами. Современные неписьменные народы также используют охру в погребальных обрядах.
Большинство погребений неандертальца ориентируют умершего головой на Запад, возможно, как символ умирания и возрождения. Солнце как бы умирает на Западе, чтобы воскреснуть на Востоке.
Большинство захоронений имеют рядом с собой кострище, что может говорить о наличии жертвенных культов. На огне сжигали жертву во время обряда погребения и после захоронения. В пещере Ля Шапель обнаружено кострище в месте непригодном для жилья, но с большим слоем пепла и костей животных, которых возможно приносили здесь в жертву в честь умерших родичей.
Строение нижней челюсти неандертальца свидетельствует о наличии речи у древних людей. Об этом также говорит речевая зона лобной доли мозга.
Захоронения в пещере Шанидар свидетельствуют о том, что древние люди проявляли заботу о калеках.
Субъект: Неандертальцы
Страна: Франция
Географические координаты: 44.9881,1.7261
Год: 60 000 лет до н.э.
Основной источник: Зубов Доисторические религии
Место: Грот Ля-Шапель-о-Сен