Имя Будда для нас почти родное, т.к. является близким родственником русскому глаголу «будить» (русский язык имеет с индийским языком один индоевропейский корень). Значение имени Будда — тот, кто пробудился и тот, кто будит (учит, открывает глаза на знание). Вторым значением индийского слова bōdháyati является глагол учить. Тот, кто учит, тот будит ученика от сна иллюзий этого мира. Также слово Будда имеет значение Просветленный, т.к. тот, кто пробудился от сна иллюзии, просветляется, озаряясь светом Истины.
Сиддхартха Гаутама был шраманом из рода кшатриев (каста воинов). После скитаний и аскезы достиг просветления (получил абсолютное знание) и стал Буддой Шакьямуни (Просветленным из рода Сакья). Получив просветление, он отправился проповедовать свое учение о 4-х истинах и восьмеричном пути.
Четыре благородные истины
- Вся жизнь человека состоит из страданий или из того, что ведет к страданиям
- Причиной страданий являются желания, которых три: наслаждаться, жить, умереть.
- Страдания можно избежать
- Чтобы избежать страдания, нужно идти восьмеричным путем:
- Правильное видение
- Правильное мышление
- Правильная речь
- Правильное действие
- Правильный образ жизни
- Правильное усилие
- Правильное внимание-сосредоточение
В конце пути человек достигает просветления и уходит в нирвану (угасание) выходя из круговорота перерождений (сансары).
Важным элементом в учении является то, что в мире нет ничего вечного. Поэтому мир не может состоять из каких-то вечных элементов, а состоит из мельчайших, незаметных человеку, дхарм (духовно-материальных частиц), которые существуют в течении мельчайшего мгновения. Разрушение одних дхарм и возникновение на их месте других дхарм человек зафиксировать не может, поэтому ему кажется, что мир имеет некую стабильность во времени и пространстве. На самом деле это иллюзия. Просветленный человек достигает нирваны и останавливает процесс формирования и уничтожения дхарм.
После смерти Будды учение передавалось устно от учителя к ученику. Только спустя почти 700 лет, учение было записано на пальмовых листьях (Трипитака) в Шри-Ланке с учетом изменений и дополнений, которые были внесены рядом буддийских школ и течений. При этом признаётся, что Трипитака содержит воззрения самого основателя буддизма.
В учении Будды мы видим общее для всех шраманов игнорирование Вед. Шраманские течения джайнизма, адживиков и других оперируют похожими с буддизмом философскими мотивами.
Возраст субъекта: 35
Место: Варанаси
Путь: Ганг
Субъект: Будда Шакьямуни
Страна: Индия
Географические координаты: 25.30694,83.00611
Год: 588 г. до н.э.