Махавира (санскрит — большой воин) основал джайнизм, который утверждал, что в основе всего лежат гуны (неотъемлемые атрибуты). Любая субстанция базируется на неизменных гунах (ранее о гунах учил мудрец Капила), но проявляется по-разному. Возникновение или исчезновение чего-либо не затрагивает субстанцию, но является изменением ее проявления. Субстанций всего шесть. Одна субстанция — джива (душа) и пять — аджив (не души).
Души (дживы) населяют весь мир, они активны, неуничтожимы и соразмерны занимаемым телам. Имеют до пяти чувств. Чем большим количеством чувств обладает душа, тем более сложные тела они занимают. Огонь, вода, воздух — это души с одним чувством. В черве проявляется душа с двумя чувствами. У человека и бога душа состоит из максимального количества чувств — из пяти.
Недуша (аджива) это материя, возможность движения, пространство и время. Материя состоит из неуничтожимых неделимых элементов, составляющих из себя всю видимую и невидимую реальность. Карма — является тонким видом материи, которая не воспринимается органами чувств. Эта материя определят, как воплощается душа в более грубую материю.
Материя времени состоит из мельчайших атомов — мгновений, из которых складываются минуты.
Материя пространства состоит из мест, которые могут занимать субстанции.
Возможность движения (условия движения и условия покоя) — это отдельный вид материи, которая позволяет объяснить наличие движения мире.
Из-за кармы душа человека постоянно перевоплощается и подвергается страданиям, воплотившись в мир. Цель души — избежать страданий через освобождение от кармы, перестать перевоплощаться и прийти в блаженное состояние души, которое характеризуется всеведением.
Чтобы достичь этого блаженного состояния джайнисты предлагают человеку познать правильный путь (правильное знание), поверить в него (правильное видение), и идти по нему (правильное поведение).
Достичь правильного полного знания о мире нельзя методом восприятия и логического мышления. Этот путь приводит к ошибкам. Истинное знание возможно, в конечном счете, только в случае приобщения к знанию всеведения, которое есть у Махавиры и воплощено в джайнизме.
Таким образом, джайнисты, игнорируют древние Веды и ставят на место абсолютного знания свое учение. Предлагают ему следовать для достижения цели — блаженного состояния вечной души. Ослабление ведийской религии и ее носителей брахманов, и усиление позиций кшатриев с новыми доктринами в духовной жизни индоарийского общества характерны для этого времени. Понятия сансары (перерождения), кармы (воздаяние за совершенные дела), возможно, являются частью религии индуистской доарийской цивилизации, которая со временем начала влиять на осевших на территории Индии завоевателей-арийцев, разрушая ведийскую традицию силами в основном низших каст, в которые либо влилось местное завоеванное население. Частью этого же процесса был шраманизм и буддизм, которыми часто занимались представители касты кшатриев. Высшая каста брахманов, видимо, не смогла воспрепятствовать этому процессу.
Возраст субъекта: 42
Место: Вайшали
Путь: Ганг
Субъект: Махавира
Страна: Древняя Индия
Географические координаты: 27.483,83.283
Год: 557 г. до н.э.