Школа Ньяя формировалась как метод доказательства истинности уже известных суждений в споре, а также как метод познания в широком смысле. При помощи методов аргументации в споре представители Ньяи доказывали авторитет Вед и наличие Бога.
Познание мира возможно через восприятие-интуицию, логические рассуждения, аналогию и авторитетное свидетельство.
Восприятие-интуиция считалась наиболее важным методом познания, при котором знание обретается через взаимодействие объектов внешнего мира с органами чувств человека. У этого метода есть важное ограничение. Знание, полученное через восприятие-интуицию, не всегда можно адекватно выразить словами.
Для логического рассуждения использовался знаменитый классический пятичленный силлогизм:
- На горе горит огонь
- Потому, что на горе есть дым
- Там где есть дым, там есть и огонь
- А дым есть на горе
- Поэтому там есть и огонь
Пятичленный силлогизм использовался для доказательства уже известных суждений, например, из Вед. Позднее в споре начали использовать и сокращенный силлогизм до трех членов, который был удобнее для доказательства новых суждений
Для аналогии или сравнения представители этой школы оперировали понятиями причина и следствие, которые отделены друг от друга и взаимно неприсущи, т.к. в противном случае они были бы объединены. Эти представления о причине и следствии разделяла Вайшешика (парная Ньяе школа).
Аналогия или сравнение позволяют познать объект, благодаря предшествующему знанию о похожем объекте, о котором уже есть знание. Если мы видим животное похожее на уже известную нам корову, то мы делаем вывод, что это корова.
Авторитетным свидетельством являются Веды, священные тексты мудрецов и пророков. И этих источниках можно почерпнуть высшие истины, которые сложно или нельзя познать восприятием-интуицией.
Ньяики доказывали существование вечного атмана. Наличие опыта у человека говорит о том, что есть некая вечная нетелесная субстанция, которая является его носителем. Человек может без специального обучения отделить добродетель от порока. Это говорит о наличии вечного знания отделенного от тела. В этом они спорят с буддистами, которые говорили о моментальных состояниях психики, которые быстро сменяют друг друга. Эти состояния не могут сохранять опыт и вечные знания добра и зла.
Цель человека — достичь освобождения от привязанностей к миру, телу и своему сознанию. Освобождение человек получает о Бога в виде милости. Освобожденный человек пребывает в бессознательности без страданий и наслаждений.
Место: Индия
Путь: Ганг
Субъект: Акшапада Гаутама
Страна: Древняя Индия
Географические координаты: 27.483,83.283
Год: 550 до н.э.