Конфуций, путешествуя со своими учениками, получил возможность встретиться в царстве Чу с Лао-цзы, который был там хранителем государственной библиотеки. Старый учитель указал Конфуцию на тщетность его стремлений вне дао.
Учение Лао-цзы содержится в труде Дао дэ цзин, который написан самим мастером. Некоторые исследователи полагают, что этот труд написан за одно или два столетия позднее времени жизни Лао-цзы и содержит учение, которое до этого передавалось устно.
Изложение учения очень неконкретно и допускает много различных трактовок. Автор не мог или не хотел ясно донести суть учения. Возможно, туманность текста была следствием того, что учитель описывал концепции, которые имели иностранное происхождение (возможно, индийское). В Индии того времени ведическая религия находилась в кризисе, который породил множество шраманов (бродячих мудрецов, предтечи «шаманов») излагавших различные учения, соединяющие традиционные арийские ведические представления с мистическими воззрениями автохтонной (местной) индийской древней Хараппской цивилизации.
Возможно, Лао-цзы был либо одним из таких шраманов, либо излагал учение одной из шраманских школ, т.к. учение описывает категории сходные по своей сути с категориями древней индийской философии: брахман (непознаваемый абсолют дао), атман (дао вещи или человека), сансара (вечное возвращение), ахимса (недеяние), йога (скрытое деяние в соответствии с дао), йогин (совершенномудрый) и т.п.
Центральной категорией даосизма является дао — самый глубинный первоисточник всего (в т.ч. источник инь и янь) и одновременно конечная цель всего. Мир происходит из дао и возвращается в дао. Исход из дао и возвращение мира в дао является основной закономерностью. При этом дао пронизывает все сущее и образует основу всех вещей в мире.
Небытие является безымянным дао, из которого возникает бытие — именуемое дао (то, что мы можем назвать). Однако, дао невозможно описать словами, а постичь можно только интуитивным созерцанием совершенномудрого человека. Поэтому учение, тем более письменное, осуждается Лао-цзы как суемудрие.
У каждой вещи и у каждого человека есть свое дао. Задача человека дать проявить в себе его дао путем недеяния, которое может быть пассивным (ничего не делать), и активным (делать в соответствии с дао). Такой человек называется совершенномудрым. Конфуцианское деятельное моральное человеколюбие при этом рассматривается, как отход от дао, которое выше добра и зла.
Исходя из учения Лао-цзы, идеальным правителем является тот, о котором народу известно лишь то, что он есть. Такой правитель должен интуитивно следовать дао, что должно выражаться в недеянии, либо в скрытом деянии в соответствии с дао.
Идеи Лао-цзы позднее развивал Чужан Чжоу.
Путь: Янцзы
Субъект: Лао-цзы
Страна: Чу
Географические координаты: 30.333,112.217
Год: 517 г. до н. э.
Возраст субъекта: 87
Место: Ин (Цзинчжоу)