501 г. до н. э. Гераклит Эфесский считает, что в основе мира лежит огонь

Гераклит был из рода басилевсов (ритуальных царей-жрецов), однако, отказавшись от общественного положения, удалился в горы рядом с Эфесом и стал жить отшельником

возненавидев людей, удалился и стал жить в горах, кормясь быльём и травами (Диоген Лаэртский).

Обычай отшельничать был характерен для кшатриев и брахрамнов в Индии.

Философ считал, что в основе мира лежит огонь. Учение об огне и упоминание о том, то перед смертью отшельник обмазал свое тело и сделался добычей собак, могут свидетельствовать о связи с индуизмом и зороастризмом — учениями индоариев. Корова — священное животное у индуистов. Собака — у зороастрийцев. Огонь — Агни, индийский бог огня, посредник между богами и людьми. Агни связан с домашним очагом и жертвенным огнем. Наличие подобной связи неудивительно. По некоторым данным Заратустра и Пифагор (живший на несколько десятилетий раньше Гераклита) были лично знакомы, а Милет (крупнейший греческий полис-колония в Малой Азии), где жил первый философ Фалес, торговал с Индией через Колхиду.

Учение об огне также полемизировало с воззрениями представителей милетской школы, которые утверждали в качестве первоосновы другие стихии: вода, апейрон, воздух.

Философ утверждал, что космос периодически разрушается в огне и возрождается вновь. Периодические разрушения мира также есть в традиции арийской религии (юги).

Все в мире произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения

Все течет, все изменяется или, по точному выражению философа, все течет и движется, и ничего не пребывает

Логос — это закономерности изменений этого мира вещей.

Гераклит указывает на то, что все противоположности имеют общую природу или тождественны. Так горячее и холодное, например, являются частными случаями температуры как общей природы этих противоположностей. Рассмотрение противоположностей присутствовало также в пифагорейской традиции и ещё раньше в милетской школе у Анаксимандра (из апейрона появляются противоположности, из которых создается мир).

Философ говорил о сознании людей, как об иллюзии индивидуальности. Уподоблял людей спящим, воображающим, что у них есть собственное сознание, в то время, когда сознание у всех общее. Об этом знают бодрствующие. Этим мудрец вторит индуистским мыслителям, утверждающим иллюзорность мира и человеческой индивидуальности (все есть единый Брахман)

Возраст субъекта: 43
Место: Эфес
Путь: Средиземное море
Субъект: Гераклит
Страна: Восточная Римская империя
Географические координаты: 37.93972,27.34083
Год: 501 г. до н. э.

 

Оставьте комментарий