Буддизм, возникший в VI в . до н. э., имел много школ и направлений, которые взаимодействовали между собой, объединялись и распадались. Наиболее ярким изменением философии первоначального буддизма стало течение, получившее название Махаяны (Большая колесница).
Весь мир есть Будда. Каждый человек является Буддой, но пребывает в иллюзорном мире сансары. Чтобы выйти из него, стать Буддой и достичь просветления, ему нужна помощь бодхисаттвы. Бодхисаттва уже достиг просветления, но задержал свою нирвану, чтобы помочь другим людям. Он дает обет не переходить в нирвану пока остается хотя бы один непросветленный человек, ведь широкий путь спасения (который и называли Большой колесницей), доступен для всех людей. В этой трактовке Будда становился как бы богом, которым является мир (пантеизм). Одно из течений Махаяны , возникшее столетие спустя, пойдет дальше и объявит единственной реальностью пустоту, которая и является Буддой.
Тхеравада Хинаяна
Учение буддистов, не принимающих эту концепцию, монахи Махаяны назвали пренебрежительно Хинаяной (Малой колесницей). То есть этих буддистов называли приверженцами малого, узкого пути спасения. Они считали, что просветление доступно только для избранных монахов, и что Будда был обычным человеком, просто достигшим просветления. Эти монахи называли свое течение тхеравадой (учением старейшин), подчеркивая то, что их древнее учение не искажено
Место: Матхура
Путь: Ганг
Субъект: Махаяна
Страна: Индия
Географические координаты: 27.48333,77.68333
Год: 50