387 г. до н.э. Платон основал философскую Академию в Афинах

Платон был знатным афинянином из рода легендарного царя Кодра и потомком законодателя Солона. В те времена бушевала Пелопонесская война между аристократической Спартой и демократическими Афинами. Потомок царей Аттики сочувствовал аристократической форме государства, хотя во время правления Тридцати тиранов, когда Спарта одержала верх над Афинами и поставила лояльных правителей аристократов, он, как и многие, осуждал олигархический террор, который те устроили.

В молодости учился у Сократа и, покинув Афины после смерти последнего, отправился путешествовать. Был в Кирене, Египте и на Сицилии, где общался с пифагорейцами. После 13-ти летних странствий ученик Сократа возвращается в родной город и основывает Академию.

Большинство произведений Платона является диалогами, т.к. мыслитель был приверженцем диалектического метода Сократа, который заключается в поиске истины через рассмотрение различных мнений.

Бытие и Благо

Истинное бытие состоит из вечных идей (эйдосов), которые являются абсолютными сущностями. Мир, который можно ощутить чувствами (мир изменения и становления), состоит из изменяемых сущностей, которые невечны, они являются временным воплощением истинных сущностей — идей. Ощущаемые временные вещи располагаются в пространстве, которое вечно, бесконечно, не ощущается, но мыслится.

О космосе не может быть точного истинного знания. Платон предполагает, что космос творится благим демиургом (мастером), который создает и время. До космоса есть только бесконечность. В основе космоса лежат четыре элемента: огонь (условие видимости), земля (условие осязаемости), вода (связывает огонь с землей), воздух (четвертый элемент, сообщающий объем системе). Две точки (огонь, земля) образуют линию. Третья точка (вода) формирует плоскость. Четвертая точка (воздух) формирует объем. Учение о четырех элементах является в те времена общеупотребительным по всему миру (Греция, Индия, Китай). Космос является идеальным шаром, который находится в идеальном круговом движении.

Демиург творит богов, вечные совершенные (сферические) сущности (звезды). Творение людей Демиург передает богам, т.к. сам может делать только вечные вещи. Боги создают невечные тела людей, в которые помещаются вечные души.

Самой главной сущностью истинного бытия является Благо. Оно как источник освящения, делающий возможным восприятие материального мира, дает возможность познания (существования) истинного мира, от которого происходит чувственный мир становления и изменения.

Познание

Человек познает мир с помощью прямого восприятия и посредством своей бессмертной души, которая имеет адекватную информацию (истинное знание) об объектах мира, но в неявном виде (в контакте с телом душа забывает эту информацию). Эта информация как бы припоминается человеком из души. Одним из методов такого припоминания является диалог. Когда человеку задают вопросы относительно объектов и явлений, которые он ранее специально не изучал, он может, отвечая на них, как бы припоминать адекватную информацию. Сам метод диалога как поиска истины был заимствован Платоном у Сократа.

Человек о мире может обладать знанием или мнением. Мнение обращает внимание на мир становления (мир материальных объектов). Мнение не имеет доказательства, поэтому может быть ложным или истинным. Если мнение получает доказательство, то оно становится знанием (истинным знанием) о истинном бытие.

Доказательство строится от гипотезы, которая является отправной точкой исследования (подставкой) и восходит сначала к виду рассматриваемого явления, потом к роду вида и так дальше, пока рассуждение не дойдет до единого, которое объемлет все явления. Познав это единое, можно уже спускаться вниз до любого явления, рассматривая его с позиций истинного знания.

Таким образом, абстрактное мышление, не связанное с восприятием материальных объектов мира, является возможностью познания истины. Восприятие материальных объектов мира дают только иллюзорную картину. В этом учение Платона созвучно буддизму и другим философским школам Индии, которые также утверждали иллюзорность мира.

Истинное познание возможно лишь в отношении вечных неизменных вещей — идей, эйдосов. В отношении временных изменяемых сущностей возможно только мнение, но не истинное знание. Идеи познаются путем рассмотрения блага в отношении конкретной вещи. Познавая благо вещи, мы познаем ее идею.

Душа

Душа бессмертна. Порок извращает душу и делает ее нечестивой, но не убивает. Душа человека состоит из 3 частей:

  1. Разумная часть, которая познаёт истину
  2. Яростное начало, помогает разумной части управлять страстным началом
  3. Страстное начало, которое нацелено на земные потребности

Учение Платона о душе повторяет варны (касты) ариев с их специфическими функциями:

  1. Брахманы — священники, носители божественного знания
  2. Кшатрии — воины
  3. Вайшьи — народ (ремесленники, торговцы, потомземледельцы)

Философ выдвигает несколько аргументов вечности души. Вот некоторые из них:

  • Душа и тело — противоположности. Если тело смертно, то душа бессмертна
  • Человек знает о таких понятиях как красота и справедливость без специального обучения, значит он знал это до рождения. Значит душа бессмертна и знает абсолютные понятия до рождения в теле

Души пребывают в вечности в идеальном мире среди идей — эйдосов. Из-за несовершенства могут падать в материальный мир и пребывать в телах, а могут заглянуть в занебесное пространство сверхбытия идеи Блага, но это дано не всем. Задача души человека противостоять страстям и ощущениям тварного мира и соединиться с миром истинного бытия. Если душа не может преодолеть материальный мир, то перерождается в низшее существо (женщину или животное).

Переселение душ существует. Посмертное воздаяние существует.

Учение о душе претерпело значительное влияние пифагорейцев, которые, в свою очередь, испытали влияние индуистской религии через основателя своего учения Пифагора, проходившего обучение в Индии. Платон общался с пифагорейцами на Сицилии и выкупил записи Филолая, известного пифагорейца, вынужденного обнародовать тайное учение за деньги.

Глубокое понимание бытия через арийское мировосприятие в Греции неудивительно. Ведь греки сами были потомками индоариев (ахейцев, дорийцев и др.).

Государство

Концепция государства у Платона отходит от арийской традиции, хотя и оперирует теми же кастами. Государство согласно философу возникает в результате разделения труда в обществе. Из среды земледельцев выделяются воины когда возникают взаимодействия и конфликты с другими обществами. Потом возникает третий класс — правители-философы, которые создают законы для обеспечения общественной стабильности. Человек вторичен по отношению к государству, а общественные интересы важнее индивидуальных.

Здесь мыслитель рассуждает в рамках общего для древнегреческой философии стремления отказа от богов при рассмотрении мира. Поэтому каста священников (брахманов), носителей божественного знания, заменяется правителями-философами, которые обладают истинным знанием о бытие, но больше связаны с повседневным управлением обществом (черта характерная больше для кшатриев, чем брахманов).

Платон высказывается за лишение стражей (воинов) собственности, за общность жен и детей в полисе. Считал вредным поэзию, которая развращает молодежь.

Субъект: Платон
Страна: Греция
Географические координаты: 38,23.717
Год: 387 г. до н.э.
Возраст субъекта: 40
Место: Афины
Путь: Эгейское море

Оставьте комментарий