В одной из своих работ Василий Великий спорил с влиятельным арианином Евномием, епископом Берии Фракийской (Греция), который был родом из Каппадокии. Евномий утверждал, что высшая характеристика Бога Отца заключается в его нерожденности. Христос же, в отличии от Бога Отца, рожден и сотворен, как все в мире. Познать Бога Отца можно по сотворенным вещам как символам, как бы читая подобие книги. Высшей категорией Бога Отца, которую может познать человек, является как раз Его нерожденность. Василий Великий спорил с Евномием по всем пунктам.
По Василию, человек может познать Бога в мире напрямую, а не через какие-то символы, т.к. во всех сотворенных Богом, через божественный Разум (Логос), вещах реально присутствует вечная жизнь. Но всей полноты божественной сущности человек воспринять не в состоянии, т.к. разум человека ограничен. Рождение Христа не означает Его небытия до рождения. Рождение есть постоянное и вечное осуществление. Троица является таинственной и парадоксальной связью трех ипостасей. У каждой ипостаси есть личное бытие, но они сущностно едины. Таким образом, по Василию Великому , Троицу можно назвать триединым Богом.
До Василия Великого арианству противостоял и Афанасий Великий, принимавший участие в Никейском соборе.
Путь: Черное море
Субъект: Василий Великий
Страна: Каппадокия (Римская империя)
Географические координаты: 38.73333,35.48333
Год: 370
Возраст субъекта: 40
Место: Кесария