Мани родился в семье парфянского князя в Мидии, который был верующим человеком и состоял в общине гностиков близких к мандеям (дуализм, астрология, эзотерика). В 12 лет получил откровение выйти из общины отца и прибывать в уединении пока не настанет время выступить открыто, чтобы выправить обычаи и обуздать наслаждения.
В 25 лет он получил очередное откровение с разрешением начать открытую проповедь манихейства. Обратив свою семью, он примерно на год отправился в Индию, где познакомился с буддизмом и перенял некоторые его положения. Вернувшись в Персию, начал обращать правителей областей и в итоге попал в свиту царя Шапура I (будущего победителя римского императора Валериана I), получив возможность проповедовать по всему государству.
Ко времени правления Шапура также относится процесс консолидации разрозненных групп арийских жрецов в единую зороастрийскую общину магов с каноном священной литературы Авесты. Результатом противоборства магов зороастрийской религии и проповедников манихейства была гибель 60-ти летнего Мани в тюрьме Бахрама I (преемника Ормузда I, сына Шапура I).
За время своей проповеди Мани добился больших результатов. Манихейство было проповедовано по всей территории Персии. Адай (один из учеников Мани) основал манихейскую общину в Египте. Привнеся некоторые черты традиции буддийских монахов, эта община стала источником формирования христианского монашества. В манихейской общине в Карфагене 10 лет прибывал Августин Иппонийский (будущий Августин Блаженный, отец христианской церкви). Ереси павликиан, богумилов, катаров и альбигойцев были позднейшими духовными преемниками манихейства.
Мани утверждал общность учений Будды, Заратустры, Иисуса и своего собственного. В мире действуют противоположные начала добра и зла (света и тьмы). Добро и свет создают первочеловека (Адама небесного). Зло и тьма создает сатану, который не удовлетворился тьмой и вторгается на территорию добра и света. Против сатаны выступает первочеловек в доспехах с копьем и мечем из элементов светлого мира. Тьма побеждает первочеловека и он низвергнут на самое дно ада, откуда его освобождают светлые силы. Но его доспехи и вооружение смешались с тьмой. Чтобы из этой смешанной массы выделить свет и разделить оба мира вновь, ангелы, посланцы верховного божества, создают видимый мир как сложный механизм выделения светлых элементов. Создав мир, ангелы удаляются. Миром завладевают темные силы (архонты), которые произвели земных Адама и Еву. В последних перешли световые части небесной брони первочеловека. Небесные силы проявляют себя в линии потомков Сифа, к которым относятся Будда, Зороастр, Иисус и Мани. Христос либо действует через земного Иисуса как дух, либо без него предстает как бестелесное видение людям.
После откровения данного Мани и его проповеди все световые части будут собраны и извлечены и миры света и тьмы разойдутся вновь. Души людей имеют будущее либо в раю, либо в аду. Тела людей разрушаются без возврата и какого-либо воскрешения. Члены манихейской общины практиковали обязательный аскетизм (воздержание от мяса, вина и половых отношений).
Путь: Месопотамия
Субъект: Мани
Страна: Персия
Географические координаты: 33.09361,44.58056
Год: 242
Возраст субъекта: 26
Место: Ктесифон