Небо (Тянь) является естественным источником для всего сущего. Все происходит под действием естественных законов инь-янь. Человек обожествляет Небо, т.к. не видит, каким образом происходят природные явления. Поскольку все происходит по безличным беспристрастным законам, то человек не должен ссылаться на волю Неба, а действовать по своему разумению, стараясь подчинить естественные законы своей воле. Сюнь-цзы побуждает человека подчинить себе и само Небо.
В отношении человека Сюнь-цзы также придерживался естественной трактовки его природы. Человек по природе изначально жаден и стремится к наслаждениям, что приводит к злости. Поэтому необходимы законы и ритуалы, необходимо государство, воспитание и обучение. Все это нужно для обуздания естественно порочной природы человека.
Воспитанный человек (благородный муж) может существовать с другими людьми в гармонии. Мудрые правители используют ритуал, законы и чувство долга для управления государством. Однако правитель не должен применять только запугивание и жестокость, т.к. испуганные подданные не расскажут правителю правду о состоянии дел, которые таким образом останутся без должного внимания и решения. Только общение с подданными, личный пример и достойное поведение позволит правителю завоевать симпатию нарда и успешно управлять.
У человека есть также естественная потребность к познанию, сначала пятью органами чувств, а потом разумом, который отличает истинное от ложного. Основой ложного познания учитель называл однобокое изучение вещи, и принятие части за целое. Изучение вещи должно быть разносторонним, чтобы можно было познать вещь как целое. Чтобы познать истину необходимо следовать учению Конфуция и игнорировать другие (ложные) учения. Изучение ложных представлений философ считал вредным и требующим запрета, т.к. это порождает смуты.
Возраст субъекта: 75
Место: Ин
Путь: Янцзы
Субъект: Сюнь-цзы
Страна: Царство Чу
Географические координаты: 29.55000,106.50694
Год: 238 г. до н.э.