Феодосий Косой был слугой неизвестного представителя московской знати. Создав группу еретиков, около 1551 г. бежал с ними из Москвы в город Белоозеро (60.03333,37.78333), который являлся северной окраиной Московского государства. Некоторые историки связывают побег еретиков из Москвы с бунтом 1547 г. в Москве против родственников матери Ивана IV (Грозного) — Глинских. Глинских москвичи обвиняли в колдовстве. Глинские имели литовское происхождение. Возможно, ересь Косого также была привезена из Литвы.
На Белоозере Косой принял монашество. Подружился с учеником Нила Сорского Артемием, которого назначили игуменом Троице-Сергиевой лавры (56.31028,38.12944). Здесь Косой сформировал кружок монахов, настроения которых стали причиной судебного разбирательства в Москве, от которого Косой бежал в 1554 г. в Литву, где продолжил проповедовать свое учение. Косой обвинял церковь в идолопоклонстве. Отрицал Троицу, Причастие, искупление, священство, церковную службу в целом. Возможно, ересь Косого была связана с остатками ереси жидовствующих, которая 80 лет назад также пришла из Литвы.
На Соборном суде 1554 г. также рассматривали дело Матвея Башкина (из детей боярских), представителя служилой знати, который исповедовал похожую ересь. По его словам этому учению он также был научен выходцем из Литвы аптекарем Матфеем.
Характерно то, что положительная программа всех подобных еретических учений того времени нам неизвестна, т.к. еретики не оставили текстов. Очевидно наличие постоянного еретического воздействия на общество Московского государства. Возможно, оно не было целенаправленным и являлось естественным фоном взаимодействия с Западом, где церковное реформаторство было одним из мощнейших общественных трендов. Это воздействие успешно блокировалось со стороны знати и духовенства Московского государства.
Субъект: Феодосий Косой
Страна: Московское государство
Географические координаты: 55.751666676667,37.617777787778
Год: 1554
Место: Москва
Путь: Волга