К 1206 г. Чингисхан под своей властью собрал почти все тюрко-монгольские племена, как гласит «Сокровенное сказание» – всех «людей, живших в войлочных шатрах» от Алтая до Аргуни и от Сибирской тайги до Китайской стены. Он имел право считать момент назревшим для торжественного облечения себя званием императора. Посему надо было созвать курултай.
Ранее Тэмуджин был избран и назван Чингисханом частью родовых вождей, включая принцев, которые в силу своего высокого происхождения также могли претендовать на ханство. Теперь же он решил еще раз утвердиться в этом звании как хан всей нации – всех тюрко-монголов, и курултай подтвердил его титул – Чингисхан. Курултай был высшим органом власти, и только он имел право доверить функции управления определенному лицу, именуемому в дальнейшем ханом.
На курултай съезжались царевичи, дяди, двоюродные братья царевичей, царевны, зятья-гурханы, влиятельные нойоны и старшие эмиры, должностные лица, а также покорные монголам цари и правители, все они являлись в нарочитом множестве, со свитой и челядью, с большими дарами и подношениями.
Высокие гости размещались в шатрах, число которых достигало тысячи. А тем временем звездочеты выбирали благоприятный для интронизации хана день. Обычно курултай длился от нескольких дней до нескольких недель, при этом, согласно рассказу Джувейни, участники «каждый день надевали новую одежду другого цвета».
Церемония интронизации хана происходила в специально возведенном по такому случаю шатре, все присутствующие, по обычаю, обнажали головы, развязывали пояса и перекидывали их через плечо. Двое самых старших по возрасту членов ханского рода брали за руки избранника и усаживали на «престол верховной власти и подушку царствования». Все собравшиеся преклоняли колени и три раза выкрикивали имя нового хана, затем царевичи и высшая знать давали письменную присягу в верности новому суверену. По выходе из шатра совершали троекратное поклонение Солнцу. После чего все принимались за чаши и неделю-другую пировали.
Итак, весной 1206 г. на всемонгольский курултай для торжественного утверждения суверена – Чингисхана – у истоков Онона собрались все защитники девятихвостого белого знамени, и Чингисхан взошел на трон. Впоследствии его титул был дополнен следующей официальной формулой, вырезанной на государственной яшмовой печати: «Бог – на Небе, Хан – Могущество Божие на Земле. Печать Владыки Человечества».
И тюрки, и Монголы составили новую монгольскую нацию (монгольский улус), и отныне под именем монголов в историю вошли и победители, и побежденные, кераиты, найманы и борджигины, и под этим именем они прославили себя. В связи с чем в «Сокровенном сказании» написано: «Чингисхан отселе провозгласил единое имя монголов. Все предводители различных родов и племен становятся вассалами монгольского хана и приобретают имя „монгол“». Другими словами, имя «монгол» отныне распространялось на все племена, объединенные под скипетром Чингисхана. Чингисидские Монголы иногда называли себя «синие Монголы», так же как когда-то «синими тюрками» назывались древние тюрки. В данном случае эпитет «синий» означает Небо (Тенгри), полномочными представителями и посланниками которого на Земле считали себя каганы тюрков, затем великие ханы-чингисиды. Известно также, что монголов ошибочно называли «татарами» и что они яро протестовали по этому поводу в беседах с западными путешественниками XIII в.
Возраст субъекта: 51
Основной источник: Рустан Рахманалиев. Империя тюрков. Великая цивилизация. М.: Рипол, 2009 г
Место: Истоки Онона
Путь: Амур
Субъект: Темучин (Чингисхан)
Страна: Империя Чингисхана
Географические координаты: 48.821308, 108.712607
Год: 1206