Как раскрыть способности каждого ребёнка в ходе современного образовательного процесса

Сегодня Россия находится на перепутье во всех смыслах. Это касается также и системы образования РФ.

Должны ли мы ориентироваться на западные образовательные модели и стандарты? Не рискуем ли мы в этом случае закрепить и углубить социально-имущественное расслоение общества – деление на высокообразованное элитарное меньшинство и огромную необразованную массу «служебных людей»? Не возврат ли это нас к крепостничеству на новом, электронном технологическом уровне?

Или мы должны вернуть, показавшую свою эффективность, советскую систему обучения? Однако советское образование существовало в специфических социально-идеологических условиях, которых сейчас уже нет…

 

При этом умелые, талантливые, мотивированные молодые люди нам нужны уже сейчас для того, чтобы отвечать вызовам времени и обеспечить развитие страны ради безопасной естественной жизни всех добропорядочных российских граждан и их семей.

Что же нам делать? В этой статье предлагается рассмотреть контуры возможной оптимальной образовательной модели, исходя не только из опыта современности и ближайшего прошлого, а исходя из всей доступной нам истории человечества.

Разделение общественного труда

Любое общество, которое составляет племя, народ, государство всегда делится на три группы (страты): духовную, властную и материальную. У животных такого деления нет. У человека это разделение отражает распределение общественного, социального труда. Каждая из этих групп берёт на себя отдельные функции и выполняет их ради общего блага. Этот принцип разделения общественного труда не имеет обязательной привязки к властной иерархии. Как, например, между лучником, меченосцем и кавалеристом нет иерархии подчинения — они лишь выполняют разные функции в процессе общего боя.

Духовная страта изначально заключалась в жречестве и священстве, потом развилась и распалась на много разных духовно-интеллектуальных профессий, которые работают в области культуры, искусства, науки и не производят материальных благ. Общество кормит и обеспечивает эту страту, так как без неё не может обходиться. Эта страта до сих пор имеет чёткие очертания и общие свойства и, самое главное, выполняет отдельную общественную функцию. Её функция – обеспечение самосознания общества, через системы символов (речь, письмо, искусство), через сохранение и формирование традиций и через выработку целей общественного развития.

Властная страта происходит от защитников, которые ограждают племя от внешних врагов (животные хищники, представители других враждебных племён), а также ограждают от внутренних угроз (преступники внутри племени). Если задача духовной страты – обеспечить духовно-интеллектуальную безопасность племени, то задача властной страты — обезопасить людей в материальном плане, чтобы их не убивали, не обкрадывали и не эксплуатировали. В современном мире эта страта состоит из военных, сотрудников правоохранительных органов, спецслужб, государственных чиновников всех уровней. Представители властной страты также не производят материальных благ. Они обменивают на них свою нужную обществу работу. Честный представитель властной страты либо «горит на работе», либо умирает на поле боя за тех, кто его кормит. В любом случае работа властной страты связана с повышенной степенью ответственности и с повышенным риском жизни и здоровью.

Материальная страта всегда самая многочисленная. Она состоит из семей людей, которые производят материальные блага (продовольствие и ремесленную/промышленную продукцию). Также эта страта занимается распространением и обменом материальных благ (торговлей). Функция представителей материальной страты – жить семейной естественной счастливой жизнью и обеспечивать материальное воспроизводство общества, в том числе рождение и воспитание здоровых детей. Материальная страта живёт под духовно-интеллектуальной защитой духовной страты и физической защитой властной страты, у представителей которых с собственными семьями и детьми, как правило, всегда имеются проблемы.

Вне этих страт нет людей. Изгои, которые вытесняются племенем во внешний мир, либо ищут себе новое племя, чтобы встроиться в ту же функциональную структуру, либо сбиваются в шайки и занимаются бандитизмом, пытаясь грабить представителей племён, защищаемых своими властными стратами.

Эта трехчленная функциональная структура универсальна и существовала всегда на протяжении всей известной нам истории человеческого общества. Это три изначальные варны дваждырождённых индоариев (брахманы, кшатрии, вайшьи) до их прихода в Индостан (когда появились остальные варны). Это три сословия древнеиранского общества до начала применения письменности (четвёртое сословие – писцы выделялись в моменте в отдельную группу функционально находясь в духовной страте). Это историческая трехчленная структура греческой филы. Это социальная структура трибы (слово произошло от общеиндоевропейского слова «три» — три части), из которых формировалось древнеримское общество. Это три сословия средневекового европейского общества до буржуазных революций.

Даже в классовой теории Маркса эти страты присутствуют. Просто Маркс запихнул духовную страту, властную страту и торгово-обменную предпринимательскую группу внутри материальной страты в Надстройку и класс эксплуататоров, а часть материальной страты без торгово-обменной предпринимательской группы в Базис и класс эксплуатируемых.

Эта структура общества существовала всегда и, таким образом, находится вне истории и сиюминутных веяний и названий. От слаженной взаимной работы и от таланта и искусства представителей этих трех страт в значительной степени зависит благополучие общества, народа, страны и человечества в целом.

Профориентация

Возвращаясь к теме статьи, можно предположить, что у каждого ребёнка есть некая предрасположенность к профессиям внутри той или иной страты. Эта предрасположенность может быть обусловлена как генетически, так и социокультурно. Ребёнок может чувствовать в себе предрасположенность к военной профессии, так как его папа и дедушка были военными, а может захотеть стать артистом, так как в обществе образ популярного артиста является эмоционально поощряемым.

Чтобы, с одной стороны, раскрыть каждого ребёнка, а с другой – обеспечить общество эффективными и талантливыми представителями разных профессий внутри разных страт, необходимо создать условия для естественного выбора ребёнком того занятия, к которому он наилучшим образом предрасположен.

При этом мы должны понимать, что мы имеем дело с неким глубинным общественно-историческим архетипом, который находится вне времени, а значит и вне современности. Поэтому, школа должна по возможности купировать сиюминутную социальную моду, которая может подействовать на ребёнка таким образом, что он выберет не то занятие, к которому наилучшим образом предрасположен. Например, модно и престижно быть банкиром. Но, если ребенок, расположенный к высокому искусству, станет выстраивать карьеру в кредитном учреждении, то это может его привести не только к профессиональному, но и к личностному экзистенциальному краху.

Исходя из вышесказанного, можно составить список рекомендаций того, что необходимо сделать в сфере современного образования:

  1. Выявить явно навязываемые современным социумом тренды и моду, чтобы их купировать в образовательном процессе различными способами.
  2. Изучать семью ребенка, и выявить, в рамках какой страты успешно работали родственники ученика
  3. Построить дополнительное образование таким образом, чтобы в нем смогли себя найти будущие представители всех трех страт, а не только небольшая группа представителей духовной старты (артисты и художники). Например, добавить кружки по истории, философии, сложному рукоделию, моделированию, зоокружки, по инженерии и программированию и т.д.
  4. Военизировать спортивное обучение. Спорт всегда был связан с подготовкой воинов-защитников.
  5. Донести до детей мысль о том, что все профессии, которые существуют в обществе уважаемы и необходимы. Что между ними нет и не может быть ценностной иерархии. Каждый выполняет свой долг и ту работу, которая ему «по душе» и, которая у него лучше получается ради блага всего общества.

Если не выполнить эти условия, то образование будет ориентироваться на идеологически навязываемые обществом тренды и приходящую культурную (и контркультурную) моду. Дети будут страдать от того, что выбрали ту профессию, к которой у них нет способностей. Общество будет иерархизировано и элитизировано, исходя из моды и трендов. Большинство детей не смогут себя «найти», не станут успешными и пополнят ряды массы «служебных людей», создавая основу для нового информационно-технологического крепостничества.

Если же учесть универсальную функциональную общественную структуру в образовательном процессе, то мы сможем наиболее полно раскрыть потенциал каждого ребёнка, который сможет внести максимальный вклад в развитие своей семьи, народа, страны и человечества в целом.

02.03.2018

Оставьте комментарий