Начало капитализма. Часть 1-я (Нидерландская революция, Тридцатилетняя война, Английская революция)

11 декабря 2016
Начало капитализма. Часть 1-я (Нидерландская революция, Тридцатилетняя война, Английская революция)

Капитализм – это способ организации общества, при котором частные владельцы крупнейших торговых и банковских капиталов имеют возможность оказывать решающее влияние на принятие большинства важнейших общественных решений, используя финансы как основной инструмент влияния. Поэтому важные государственные решения не учитывают интересы наёмных работников, которые составляют большинство общества.

Другими словами, капитализм – это систематический подкуп правителей торговцами или система государственной коррупции.

В древних и средневековых обществах возникновению капитализма препятствовало кардинальное неравенство общественных статусов правителей и торговцев.

Причин этого неравенства было несколько.

У правителей и торговцев были разные общественные функции, разная степень ответственности и разная степень поддержки в народе.

Задачей правителей было обеспечение безопасности всего народа. Правители должны были действовать, исходя из интересов всех членов общества (свободных взрослых мужчин, глав семей). Если они выполняли свою работу, то имели безоговорочную народную поддержку, обеспечивались всем необходимым (включая предметы роскоши) и их власть оставалась нерушимой. Если правители начинали действовать в интересах отдельной группы, то возникали бунты, заговоры, междоусобицы.

Задачей же торговцев было распределение товаров не первой необходимости. При господстве натурального хозяйства, основные жизненно важные товары каждая семья производила сама. При этом торговцы действовали, исходя из собственных интересов, а не из общественных.

Правители как правило были воинами и командовали крупными отрядами боеспособных головорезов. Поэтому о равноправии торговцев и правителей в древние времена и в Средние века речи быть не могло чисто по силовым параметрам.

В древние времена и в Средние века светская власть воспринималась как данная богами или Богом. Поэтому религия обеспечивала мощную психологическую (духовную) поддержку правителей в народе. Для сохранения этой поддержки правителям необходимо было соблюдать внешние обряды и общепринятые нормы нравственности, а также советоваться с высшими духовными иерархами по важнейшим для государства вопросам.

Поэтому правители имели гораздо больше прав, чем торговцы и ростовщики. Первые могли пользоваться услугами вторых без принятия на себя каких-либо серьезных обязательств.

Таким образом общество функционировало на основе чёткого разделения функций (разделение общественного труда) между властной стратой (правители и воины), духовной стратой (жрецы, священники, учёные, врачи, учителя, деятели искусства и т.п.) и народом (торговцы, ростовщики, ремесленники, крестьяне). Эта система тысячелетиями обеспечивала стабильность и не допускала возникновения таких структурных общественных болезней как капитализм.

На рубеже Средних веков и Нового времени в Европе ситуация кардинальным образом меняется. В результате чего, торговый и банковский капитал получают доступ к принятию государственных решений. Это стало возможным потому, что представителями властной и духовной страт европейских государств был допущен ряд непоправимых ошибок, а верхушка материальной страты (самые богатые торговцы и ростовщики) умело воспользовалась этими ошибками ради собственной выгоды.
 

Ошибки и последствия

Духовная страта в лице Римских пап попыталась зайти на территорию властной страты, чтобы осуществлять светское управление народом и иметь влияние на решения светских правителей. Папы не смогли завоевать светскую власть в Европе, но их духовная власть при этом была неизбежно обмирщена под влиянием светской политики. Многие папы и церковные иерархи стали подвержены страстям жестокости, роскоши и разврата, которые больше свойственны воинам и правителям. Но, если последним народ эти слабости обычно прощает, то духовным лицам прощения по понятным причинам нет. Потому духовный авторитет христианства в Европе к концу Средних веков был заметно ослаблен.

Ослабление авторитета духовной власти, привело к тому, что и светская власть потеряла свою духовную опору.

Сами представители духовной страты ощущали ослабление католичества и из лучших побуждений подавали сигналы наверх: Джон Уиклиф, Ян Гус, Джироламо Савонарола, Мартин Лютер, Жан Кальвин.

Но ни властная страта (светская власть), ни духовная (католическая церковь) не вняли этим сигналам и продолжали гибельное для обеих сторон противоборство. В результате значительное количество церковных земель было секуляризовано, а от некогда единого европейского католичества откололись англиканство, лютеранство и кальвинизм. Наибольшее распространение эти осколки католичества получили в северных землях с развитой торговлей: в Англии, Северной Германии, Нидерландах и Скандинавии.

Следующая ошибка заключалась в том, что светская власть (правители и воины) пренебрегла своей обязанностью управлять в интересах всех подданных без исключения и при этом попыталась действовать в логике духовной власти, заходя на её территорию.

Европейские христианские правители после завершения отвоевания Пиренейского полуострова у мусульман запустили процесс массовых гонений на иудеев, которые в Испании при мусульманах жили столетиями. Вместо того, чтобы интегрировать предприимчивых иноверцев в экономическую, культурную и политическую жизнь общества, правители решили упростить себе жизнь и просто выгнать неугодных вон, предоставив им выбор: креститься или проваливать. С этого момента гонения на иудеев, которые то там то тут эпизодически возникали и раньше, приняли систематический и массовый характер по всей Западной Европе. Многие из гонимых иудеев осели в Германии и Нидерландах, подпитывая протестантские осколки католичества экономически и духовно.

Масло в огонь подлило учреждение Святой инквизиции, которая жестокими карательными методами настраивала народ против духовной и светской властей.

В итоге к концу Средних веков в вольных торговых городах на территориях слабо централизованной Северной Европы возник класс людей, который за счет торговли накопил значительные финансовые ресурсы, чтобы бросить вызов ослабленной духовной, а затем светской власти.



Капиталистическая историография утверждает, что первая буржуазная революция была спровоцирована высокими налогами в Нидерландах. Это не так. Налоги были всегда. Первым звеном в цепи событий первой буржуазной революции стало то, чего раньше никогда не было – иконоборческие погромы кальвинистами католических церквей. Именно эти беспорядки прискакал усмирять герцог Альба. Подавление было кровавым и на защиту кальвинистов поднялись постепенно все Нидерланды.

Как это могло произойти? Духовная и светская власти (духовная и властная страты) были ослаблены, а торговцы (часть материальной страты) наняли профессиональных воинов, которые за звонкую монету шли убивать и грабить. Идейные воители, конечно, были и с той и, с другой стороны. Но чудеса храбрости в войнах за Нидерланды и в Тридцатилетней войне показывали в основном истово верующие испанцы, которых задавили большим числом менее отважных наёмников и католиков-французов, воевавших по чисто геополитическим мотивам.

Война в Нидерландах продолжалась около 80 лет. В разгар этой войны в Чехии и Германии вспыхнула Тридцатилетняя война между католиками и протестантами. В эти войны были вовлечены Испания, Нидерланды, курфюршества Священной Римской империи, Англия, Франция, Дания, Швеция и Северная Италия. Этот глобальный для Европы конфликт начинался как война за веру, но постепенно перерос в геополитические разборки безотносительно вероисповедания. В результате кальвинистские Нидерланды получили независимость от католической Испании. Габсбургские Испания и Священная Римская империя были ослаблены, а протестантская Англия и католическая Франция усилены.

При этом протестанты (пуритане) англиканской Англии в самом конце этого конфликта притащили на эшафот и обезглавили своего Богом данного короля Карла I всё за те же налоги и притеснения протестантов. После короткого правления пуритан в Англии наступило время католической реакции, и кальвинистские торговцы из Нидерландов быстро проспонсировали «Славную революцию», в результате которой кальвинист Вильгельм III Оранский из семьи бессменных штатгальтеров свободных от Испании кальвинистских Нидерландов стал королем Англии. Его род на английском троне скоро пресекся и на английский престол вступил немец протестант из Ганновера, дальний родственник Стюартов. Потомки немецких родов Ганновера и Саксен-Кобург-Гота правят Британией и по сей день. Виндзорами эти немцы стали называть себя сравнительно недавно, чтобы отмежеваться от гитлеровской Германии.

Так уже во второй половине XVII века в руках торгового и банковского капитала через послушных марионеточных правителей оказались Нидерланды, Англия и север Германии. Испания была ослаблена и затухала. Из-за близких династических браков правящий род испанских Габсбургов пресёкся, и страна фактически попала под французское управление, а потом под итальянское влияние.

Чтобы окончательно утвердить капитализм в Западной Европе нужно было свалить феодальную Францию и разобраться с Испанией и Италией.

Продолжение:

Вторая европейская буржуазная революция (Английская)




Комментарии (2)
Иван # 4 января 2017 в 10:27 0
А разве в средние века правители и духовенство не был основными капиталодержателями? Вы как то сразу разделили: правители отдельно, торговцы отдельно. Так все же они занимались обогащением своих родов и династий, и иногда инструменты обогащения были одинаковыми. Так, к примеру, киевские князья занимались торговлей. А дружина им нужна была для собирания дани, и безопасной доставки этой дани на рынки Константинополя в качестве товаров. И вся "государственность" была завязана именно на этот процесс торговли.

И я уверен, что если хорошо покопаться в заподноевропейских династиях, и способах их становления, то они все так или иначе были завязаны либо на торговле, либо на ростовщичестве. И чем тогда они отличались от других, мелких частников? Влиянием и властью, большими возможностями и все. Принципы обогащения те же.
Антон Самарин # 5 января 2017 в 18:38 0

Иван, спасибо за комментарий! То, о чём Вы пишете, не противоречит статье. Руриковичей словене наняли не для торговли, а для управления (правления словенами). Дань Рюриковичи получали не деньгами, а товарами, которые надо было везти в Константинополь и конвертировать в международную валюту.

Далее были, конечно, товары, которыми монопольно торговали только Рюриковичи. Для наполнения государственной казны. Институционально это делалось в интересах всего общества, а не отдельного должностного лица. Какие-то лица могли этим злоупотреблять, но это было отклонением, которое нужно было исправлять. И исправлялось разными способами, например опричниной)))

Другими словами государство, являясь субъектом торговли, институционально сохраняло за собой функцию правления обществом в интересах всего общества, а не отдельной группы лиц. Могли быть и были отклонения, но идея и функция были неизменными. Купцы-торговцы, которые потом стали буржуазией, напротив, институционально торговали исключительно в своих личных корыстных интересах. Могли быть и тут отклонения. Могли быть торговцы, которые, забыв свои шкурные интересы, торговали исключительно на благо процветания Руси и благоденствия каждого податного Рюриковичам христианина )))) Но таких, скорее всего, было мало )))