Исторический материализм и структура общества по Марксу

8 июня 2015
Исторический материализм и структура общества по Марксу

Карл Маркс упрощает структуру общества до двух групп, называя их классами. В соответствии с теорией трёх страт три общественных слоя дополняют друг друга. Духовная страта формирует, хранит и передаёт духовные ценности. Властная страта занимается общественным управлением (политики) и безопасностью (воины). Материальная страта (предприниматели, крестьяне, рабочие) занимается материальным воспроизводством. Теория Маркса объединяет духовную и властную страты с предпринимательской верхушкой материальной страты в класс эксплуататоров, а остальную часть материальной страты (городских и сельских работников) — в класс эксплуатируемых, настаивая на естественной необходимость конфликта между этими двумя группами.

Историософия Маркса, называемая историческим материализмом, описывает прогресс человечества от примитивного малоэффективного производства к высокоэффективному автоматизированному машинному производству. В соответствии с этой теорией в первобытном обществе (первобытно-общинный строй) классов не существует, так как нет возможности эксплуатировать людей. Возможности материального производства настолько скудны, что якобы не позволяют сформироваться классу эксплуататоров, которые бы присваивали себе часть производимых обществам материальных благ. Такое представление, по всей видимости, ошибочно, так как, широко распространенные в древности мегалиты строились свободными от принуждения людьми при отсутствии государства. При этом трудозатраты были настолько большими, что вполне позволили бы произвести «прибавочный продукт» для появления эксплуатации. Еще более древние памятники наскального искусства также предполагали крайнюю трудоёмкость. За этих древних «художников» кто-то охотился и занимался собирательством. Известно также, что первые пирамиды в Египте строились свободными египтянами. Все эти факты не вписываются в теорию марксизма. Археология древнейших европейских захоронений и построек свидетельствует о наличии группы жрецов, однако, марксизм их относит к эксплуатирующему классу, который якобы формируется позднее только на следующем рабовладельческом этапе или при азиатском способе производства (отельная, дебатируемая и не всеми признаваемая марксистская формация).

После первобытного состояния следующим этапом истории является рабовладельческий строй. На этом этапе классом эксплуатируемых являются рабы, а класс эксплуататоров составляют все остальные группы, которые присваивают прибавочный продукт, производимый рабами. Такая трактовка является ошибочной, так как в древних обществах рабы производили только часть материальных ценностей. Основное производство материальных ценностей осуществлялось свободными людьми.

За рабовладельческим этапом следует феодализм. Феодалы как собственники земли эксплуатируют земледельцев. При этом игнорируется история возникновения феодализма, как делегирование со стороны свободных земледельцев обязанности вести войну феодалам (профессиональным воинам и управленцам) взамен на коллективное обеспечение их дорогостоящим снаряжением (обученные лошади, дорогое оружие и доспехи). Описывается сразу деградация феодализма, когда феодал, забыв о своих обязанностях, угнетает прикрепленных к нему земледельцев, либо, используя труд крепостных, переходит из властной страты (второго средневекового сословия) в материальную страту (третье средневековое сословие) в виде торговой буржуазии и владельцев рассеянных мануфактур.

После феодализма наступает капитализм. Капиталисты (буржуазия) угнетают наёмных рабочих, присваивая результаты труда последних. Действительно, предпринимательская верхушка материальной страты (торговцы, ростовщики, банкиры, владельцы мануфактур, а позднее фабрик) в Западной Европе с помощью буржуазных революций создала эффективную систему эксплуатации остальной части своей страты (крестьян и рабочих). При этом духовная и властная страты стали обслуживать интересы верхушки материальной страты. Именно духовная страта сформировала с одной стороны идеологию протестантизма, духовно легализовавшую ростовщичество и неограниченное накопление богатства, якобы подтверждающего богоугодность человека. С другой стороны эта же духовная страта развила и укрепила атеизм в качестве доминирующей идеологии, которая позволила поставить материальные ценности на первое место перед духовными. Это в свою очередь открыло дорогу эффективной манипуляции массами за счет материальных стимулов и удовлетворения их низменных потребностей. Властная страта (политики, чиновники и армия) в целом выполняет свою функцию обеспечения стабильности и безопасности общества, несмотря на то, что оно является изначально эксплуататорским по отношению к своей части. Понимание капитализма у Маркса в целом адекватно реальности. Но причины, которые привели к этому состоянию и выводы, которые делаются, ошибочны.


Следующим этапом после капитализма должен стать коммунизм через революционное возвращение к бесклассовому обществу. Угнетаемый класс рабочих подавляет угнетателей. Средства производства (земля, фабрики, оборудование и т.п.) становятся общими. Высокий уровень автоматизации машинного производства позволяет людям заниматься только интеллектуальным трудом. При этом производимых продуктов хватает, чтобы удовлетворить все потребности людей. Фактически предлагается сложную общественную структуру превратить в монолитное общество, где не будет ни духовной страты, отвечающей за духовные ценности (инструмент оправдания эксплуатации по Марксу), ни властной страты, отвечающей за государственное управление и безопасность (не будет государства и необходимости защиты материальных ценностей, находящихся в изобилии), ни предпринимательской верхушки материальной страты (товарно-денежные отношения отомрут). Остается только основная часть материальной страты (вчерашние наемные работники), которая по Марксу будет бездельничать, и получать всё необходимое бесплатно.

Не исключено, что основной целью марксизма был развал Германии, которая находилась на этапе своего объединения как раз во время активной деятельности Маркса в качестве журналиста и партийного функционера. Через манипуляцию историческими фактами и противоречиями современного Марксу общества было осуществлено идеологическое стравливание двух общественных групп с нескрываемой разрушительной революционной целью. Поскольку усиление Германии не входило в планы Англии, именно в Лондоне гонимый на континенте Маркс создавал свои основные работы. Возможно, имели место и глубинные личные мотивы. Маркс по происхождению принадлежал к верхушке духовной страты еврейского общества (оба родителя были из древних раввинских родов). Однако, ради положения в христианской Пруссии, его отец был вынужден креститься сам и крестить своих детей. Возможно, это обстоятельство привело к ненависти Маркса к религии в целом и к немецкому обществу, в условиях которого его семье пришлось утерять свой высочайший духовный статус.

 




Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!