Иоанн Скот Эриугена был родом из Ирландии. Получил монастырское образование и вместе с многими монахами бежал из Англии к франкскому королю Карлу II Лысому из-за набегов язычников норманнов, грабивших, в том числе и монастыри.
В 845 г. норманны добрались и до Карла II и захватили Париж, но, получив большой выкуп, удалились, опустошив северные земли королевства. В это время Иоанн, возможно, уже занимал видное место при дворе Карла II, возглавляя придворную школу. После смерти Карла II в 877 г. богослов возвращается в Англию, где его убивают собственные ученики.
Эриугена не признавал конфликта религии и философии, т.к. и то и другое имеет своим источником божественную мудрость. Разум пал в греховности, но Божественное Откровение, выраженное в Писании, помогает преодолеть это несовершенство и дает возможность путем усилий созерцать божественную истину.
Для Бога нет прошлого и будущего, т.к. Он вне времени. Поэтому божественное предопределение (предвосхищение) это лишь метафора. Придание божественному предвидению прямого смысла является ошибкой.
Мир делится на бытие и небытие.
- Бытие познается либо чувствами, либо умозрительно. Выделяются виды бытия:
- Природа творящая и несотворенная, которая является Богом (причина всего сущего)
- Природа творящая и сотворенная, которой являются идеи. Идеи творятся Богом
- Природа сотворенная и нетворящая, которая является миром воплощения идей и самого Бога
- Природа несотворенная и нетворящая, которая является Богом, как предела совершенства бытия, к которому стремится мир.
- Первый и последний виды определяют Творца, как начало и конец бытия. Подобная система была описана в Халдейских оракулах (Бог как начало и конец градации мира)
Небытие делится на виды.
То, что имеет сверхсущностную природу, скрытую от чувств и разума. Бог и идеи
- Иерархия вещей
- Потенциал того, что ещё не осуществилось
- Все, что рождается и разлагается. Весь мир становления
- Несоответствие между образом Божьим и человеком из-за греха.
Эриугена признавал только апофатическое определение Бога (через отрицание). Этот подход исповедовал ещё Климент Александрийский. При этом Бог не только для человека непознаваем, но и является таковым для самого себя, как беспредельный и неопределимый для собственного познания. Вне Бога ничего нет. Акт творения является актом божественного самопознания. Из идей Бог создает мир и познает себя в Сыне-Логосе, в котором сам получает бытие по принципу: познание существующего есть то, что само существует. Началом всего является Бог, который творит мир через идеи, как первый этап теофании (Богоявления). Таким образом божественные идеи не совечны Богу, а являются сотворенными. Идеи развертываются по иерархии от общего к частному через роды и виды в индивидуальные сущности (созвучно учению Аристотеля о родах и видах). Любая индивидуальная сущность определяется Троицей. Идея сущности соответствует Отцу, активная добродетель соответствует Сыну, а действие соответствует Святому Духу.
Теофании, которые составляют мир делятся на невидимых ангелов, материальные видимые субстанции и на людей, которые являются связующим звеном между ангелами и материальными субстанциями. Человек в результате грехопадения утратил связь с бестелесным миром и впал в не-сущее небытие. Целью человека является восстановление этой связи, как она явлена во Христе как в образце. По этому образцу весь тварный мир должен вернуться в Бога. Этапы возвращения:
- Смерть
- Воскресение
- Соединение тел с чистыми душами
- Обожение, когда все души соединяются с Богом. В конце ничего кроме Бога не останется.
Путь: Сена
Субъект: Иоанн Скот Эриугена
Страна: Западно-Франкское королевство
Географические координаты: 48.866667,2.333056
Год: 847
Возраст субъекта: 37
Место: Париж