847 г. Иоанн Скот Эриугена руководит придворной школой короля франков Карла II Лысого

Иоанн Скот Эриугена был родом из Ирландии. Получил монастырское образование и вместе с многими монахами бежал из Англии к франкскому королю Карлу II Лысому из-за набегов язычников норманнов, грабивших, в том числе и монастыри.

В 845 г. норманны добрались и до Карла II и захватили Париж, но, получив большой выкуп, удалились, опустошив северные земли королевства. В это время Иоанн, возможно, уже занимал видное место при дворе Карла II, возглавляя придворную школу. После смерти Карла II в 877 г. богослов возвращается в Англию, где его убивают собственные ученики.

Эриугена не признавал конфликта религии и философии, т.к. и то и другое имеет своим источником божественную мудрость. Разум пал в греховности, но Божественное Откровение, выраженное в Писании, помогает преодолеть это несовершенство и дает возможность путем усилий созерцать божественную истину.

847 г. Иоанн Скот Эриугена руководит придворной школой короля франков Карла II Лысого 847 г. Иоанн Скот Эриугена руководит придворной школой короля франков Карла II Лысого 847 г. Иоанн Скот Эриугена руководит придворной школой короля франков Карла II Лысого

Для Бога нет прошлого и будущего, т.к. Он вне времени. Поэтому божественное предопределение (предвосхищение) это лишь метафора. Придание божественному предвидению прямого смысла является ошибкой.

Мир делится на бытие и небытие.

  • Бытие познается либо чувствами, либо умозрительно. Выделяются виды бытия:
    • Природа творящая и несотворенная, которая является Богом (причина всего сущего)
    • Природа творящая и сотворенная, которой являются идеи. Идеи творятся Богом
    • Природа сотворенная и нетворящая, которая является миром воплощения идей и самого Бога
    • Природа несотворенная и нетворящая, которая является Богом, как предела совершенства бытия, к которому стремится мир.
    • Первый и последний виды определяют Творца, как начало и конец бытия. Подобная система была описана в Халдейских оракулах (Бог как начало и конец градации мира)

Небытие делится на виды.

То, что имеет сверхсущностную природу, скрытую от чувств и разума. Бог и идеи

  • Иерархия вещей
  • Потенциал того, что ещё не осуществилось
  • Все, что рождается и разлагается. Весь мир становления
  • Несоответствие между образом Божьим и человеком из-за греха.

Эриугена признавал только апофатическое определение Бога (через отрицание). Этот подход исповедовал ещё Климент Александрийский. При этом Бог не только для человека непознаваем, но и является таковым для самого себя, как беспредельный и неопределимый для собственного познания. Вне Бога ничего нет. Акт творения является актом божественного самопознания. Из идей Бог создает мир и познает себя в Сыне-Логосе, в котором сам получает бытие по принципу: познание существующего есть то, что само существует. Началом всего является Бог, который творит мир через идеи, как первый этап теофании (Богоявления). Таким образом божественные идеи не совечны Богу, а являются сотворенными. Идеи развертываются по иерархии от общего к частному через роды и виды в индивидуальные сущности (созвучно учению Аристотеля о родах и видах). Любая индивидуальная сущность определяется Троицей. Идея сущности соответствует Отцу, активная добродетель соответствует Сыну, а действие соответствует Святому Духу.

Теофании, которые составляют мир делятся на невидимых ангелов, материальные видимые субстанции и на людей, которые являются связующим звеном между ангелами и материальными субстанциями. Человек в результате грехопадения утратил связь с бестелесным миром и впал в не-сущее небытие. Целью человека является восстановление этой связи, как она явлена во Христе как в образце. По этому образцу весь тварный мир должен вернуться в Бога. Этапы возвращения:

  • Смерть
  • Воскресение
  • Соединение тел с чистыми душами
  • Обожение, когда все души соединяются с Богом. В конце ничего кроме Бога не останется.

Путь: Сена
Субъект: Иоанн Скот Эриугена
Страна: Западно-Франкское королевство
Географические координаты: 48.866667,2.333056
Год: 847
Возраст субъекта: 37
Место: Париж

Оставьте комментарий