500 г. до н.э. Капила создает философию санкхья и учит о гунах, которые формируют материю мира

В соответствии с учением индуистского мудреца Капилы, в основе мира лежат три гуны, которые, переплетаясь, составляют материю (Пракрити). Эти субстанции присутствуют в материи неравномерно, что и создает все многообразие окружающего бытия. Они наделяются разными свойствами. Разделяются три гуны:

  • Саттва — благость
  • Раджас — действие или страсть
  • Тамо — невежество, смерть, лень

Таким образом мир состоит из предметов, в которых эти свойства имеются в разных пропорциях. Эти пропорции задают свойства самого предмета. Например, сильное влияние тамо превращает человека в ленивое, безразличное, пассивное существо, которое не может делать благо ни себе, ни другим людям. Капилу упоминает Кришна в Бхагаватгите.

Интересно, что гуна с санскрита переводится как «веревка», ведь они переплетаются друг с другом. Современная теория струн предполагает, что все элементарные частицы состоят из колеблющихся субстанций, называемых струнами, которые имеют волновую нематериальную природу. Схожесть древнего учения о материальном мире и данных современной науки в этой области поразительна.

Теория струн

Когда жил Капила неизвестно. Возможно, жил до Будды во времена шраманов. Был мифологизирован и включен в Бхагаватгиту.

Санкхья переводится как счет. Эта школа ставила своей задачей посчитать все категории, с помощью которых можно описать мир. Мир состоит из Пракрити (материя видимого и невидимого мира, активная бессознательная), которая в свою очередь складывается их трех качеств (гун). Пракрити проявляется (освещается) Пурушей (духовная субстанция, вечное создание, которое не имеет качеств (гун)), который познает Пракрити.

Взаимодействие Пракрити и Пуруши порождает разум (буддхи), который осознает себя и отличное от себя.

Познание какого-то объекта происходит с помощью чувств, ума, самосознания и разума. От взаимодействия с объектом появляются чувства, которые фиксирует ум. При этом ум сохраняет информацию об ощущении объектов из прошлых жизней. Самосознание соотносит этот воспринимаемый объект с собой (познающим субъектом), а разум осознает объект как целостность, соотнесенную с познающим субъектом.

Источниками знания эта школа считает непосредственное восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство (священные тексты). Споря с Вайшешикой и Ньяей, Санкхья утверждает, что следствие уже существует в причине.

Цель человека — освободить Пурушу от Пракрити и таким образом прекратить страдание. Человек должен перестать отождествлять себя с телом (Пракрити) при помощи истинного знания. Эта школа в своем первоначальном состоянии отрицает существование Бога и описывает мир через дуализм материи и духа, Пракрити и Пуруши. Другая школа индуизма Йога, принимая картину мира Санкхья, предлагает метод достижения основной цели — освобождения духа от материи.

Субъект: Капила
Географические координаты: 31,74
Год: 500 г. до н.э.
Место: Пенджаб
Путь: Инд

2 комментария к “500 г. до н.э. Капила создает философию санкхья и учит о гунах, которые формируют материю мира”

  1. Полагаю, соотносить «гуны» санкхьи с «теорией струн» абсолютно неправомерно. Гуны, о которых повествует «Санкхья-карика» Ишваракришны — философские универсальные принципы, некие начала мира. Примерно так же следует понимать античную теорию четырех стихий: воздуха, воды, земли и огня. Словом, — это очень тонкая философия для своего времени, но едва ли она имеет отношение к современной математизации полей/частиц в теоретической физике. Уверен, те, кто высказывают такие мысли, мало понимают в теории струн. Вообще мысль о том, что в древнейшие времена высказывались «будущие» взгляды, и древние философы имели в виду нечто совершенно современное, представляется мне серьезным заблуждением или как минимум бездоказательной спекуляцией, тешащей заветную веру о связи прапредков с нами, потомками. Есть в истории естествознания и удачные примеры — демокритово предположение об атомах, но и тут античные философы имели в виду не совсем то (или даже совсем не то), что мы именуем атомами сегодня. Если уж принимать санкхью в современных аналогиях, под современным соусом, то очень обобщенно и крайне приблизительно, в чисто в педагогических целях под тапасом следует понимать косную материю, под раджасом — энергию, а саттва, вероятно, будет информацией.

Оставьте комментарий