-500 г. до н.э. Капила создает философию санкхья и учит о гунах, которые формируют материю мира

В соответствии с учением индуистского мудреца Капилы в основе мира лежат три гуны, которые, переплетаясь, составляют материю (Пракрити). Эти субстанции присутствуют в материи не равномерно, что и создает все многообразие окружающего бытия. Они наделяются разными свойствами. Разделяются три гуны. Саттва — благость. Раджас — действие или страсть. Тамо — невежество, смерть, лень. Таким образом, мир состоит из предметов, в которых эти свойства имеются в разных пропорциях. Эти пропорции задают свойства самого предмета. Так, сильное влияние тамо превращает человека в ленивое, безразличное, пассивное существо, которое не может делать благо ни себе, ни другим людям. Капилу упоминает Кришна в Бхагават-гите

Интересно, что гуна с санскрита переводится как -веревка-, ведь они переплетаются друг с другом. Современная теория струн предполагает, что все элементарные частицы состоят из колеблющихся субстанций, называемых струнами, которые имеют волновую, нематериальную в строгом смысле природу. Схожесть древнего учения о материальном мире и данных современной науки в этой области поразительна.

Когда жил Капила неизвестно. Возможно жил до Будды во времена шраманов. Был мифологизирован и включен в Бхагават-гиту.

Санкхья переводится как счет. Эта школа ставила своей задачей посчитать все категории, с помощью которых можно описать мир. Мир состоит из Пракрити (материя видимого и невидимого мира, активная бессознательная), которая в свою очередь складывается их трех качеств (гун). Пракрити проявляется (освещается) Пурушей (духовная субстанция, вечное создание, которое не имеет качеств (гун)), который познает Пракрити.

Взаимодействие Пракрити и Пуруши порождает разум (буддхи), который осознает себя и отличное от себя.

Познание какого-то объекта происходит с помощью чувств, ума, самосознания и разума. От взаимодействия с объектом появляются чувства, которые фиксирует ум. При этом ум сохраняет информацию об ощущении объектов из прошлых жизней. Самосознание соотносит этот воспринимаемый объект с собой (познающим субъектом), а разум осознает объект как целостность, соотнесенную с познающим субъектом.

Источниками знания эта школа считает непосредственное восприятие, логический вывод и авторитетное свидетельство (священные тексты). Споря с Вайшешикой и Ньяей Санкхья утверждает, что следствие уже существует в причине.

Цель человека — освободить Пуруши от Пракрити и таким образом прекратить страдание. Человек должен перестать отождествлять себя с телом (Пракрити) при помощи истинного знания. Эта школа в своем первоначальном состоянии отрицает существование Бога и описывает мир через дуализм материи и духа, Пракрити и Пуруши. Другая школа индуизма Йога, принимая картину мира Санкхья, предлагает метод достижения основной цели — освобождения духа от материи.

Место: Пенджаб
Путь: Инд
Субъект: Капила
Географические координаты: 31,74
Год: -500

Оставьте комментарий

Войти с помощью: