430 г. Августин Блаженный умирает в осажденном вандалами Гиппоне

Августин родился в африканской провинции Римской империи Нумидия (перед завоеванием принадлежала Карфагену). Его мать была христианкой берберского происхождения. Его отец был римлянином язычником. Будущий богослов учился риторике и философии в Карфагене и примкнул на 10 лет к манихеям, впоследствии разочаровавшись в учении этой секты. Преподавал риторику в Риме и Медиолане (Милане). Через неоплатонизм и проповедь Амвросия Медиоланского в Милане принял христианство, продал свое имение и вернулся в Африку в родной город Тагаст, где организовал монашескую общину. Позднее переехал в Гиппон, где стал пресвитером, а позднее епископом. Умер во время нападения вандалов на Гиппон.

Учение Августина

Бытие у Августина является благом. Материя не является злом, как во многих гностических философских и религиозных системах. Августин отказывает злу в отдельной субстанции, т.к. весь мир создал благой Бог, который не мог создать зла. Поэтому злом является недостаток, умаление или порча блага.

Благой Бог является не абстрактным абсолютом, а Личностью. Он создал человека свободным. Человек по своей свободе пошел против воли Бога и со временем многих поколений грех накопился в таком количестве, что человеку нет возможности от него избавиться. Человек творит зло даже тогда, когда хочет делать добро. Только путем беспрекословного следования учению христианства и с помощью благодати человек может искупит грехи, чтобы спастись перед Страшным Судом. Благодать дается только тем, кто обладает верой и стремится к Богу всей своей волей. Кроме благодати требуется еще и постоянство в добре, т.к. не все получившие благодать могут ее сохранить. Только следование воли Бога дает возможность спастись. Христос своим беспрекословным следованием воли Бога показал людям путь в Царствие Небесное. Это была его искупительная жертва (Не моя воля, но Твоя да будет. Лк. 22:42)

Сложной и несистематизированной является концепция Августина о предопределении к спасению. Из текстов богослова следует, что спасение не зависит от заслуг человека, но дается по божьему избранию и предопределению. Размышления богослова о предопределении сильнейшим образом повлияли впоследствии на Лютера и Кальвина

Историософия (философия истории) Августина

Историческое время не циклично, но линейно. Начинается история с грехопадения Адама и поступательно следует путем морального прогресса к нравственному совершенству через благодать. Отец церкви выделял семь периодов истории:

  1. от Адама до Потопа
  2. от Ноя до Авраама
  3. от Авраама до Давида
  4. от Давида до вавилонского пленения
  5. от вавилонского пленения до Христа
  6. от Христа до Страшного Суда
  7. от Страшного Суда в вечность

Человеческое общество в истории разделяется на два града. Град земной, царство зла и греха, связан со светским государством, и его символизирует Рим. Граждане земного града движимы любовью к себе до пренебрежения к Богу. Градом Небесным является христианская церковь. Граждане Небесного града движимы любовью к Богу до забвения себя. До Страшного Суда оба града сосуществуют в смешении. Во время Страшного Суда граждане земного града будут преданы вечным мукам, а граждане Небесного града получат вечное блаженство.

Духовная власть выше светской. Для обеспечения справедливости церковь должна определять политику государства. Эта концепция созвучна структуре арийского общества, согласно Ригведе. Брахманы (священники) являются высшей кастой, а кшатрии (воины), среди которых есть раджи (правители), стояли на вторых ролях. Идеал Ригведы в более поздние времена не соблюдался в большинстве индоевропейских государств. На первый план, согласно древней истории, вышли правители (раджи-кшатрии), которых ошибочно называют царями (слово царь произошло от имени Гая Юлия Цезаря, который жил намного позднее древних правителей (царей), только в 1-м веке до н.э.). Таким образом, концепция Августина возвращала индоевропейцам исконную общественную структуру древних Вед, которая нашла выражение в превосходстве римских пап над королями Европы и в симфонии властей в Византии.

Страна: Восточная Римская империя
Географические координаты: 36.9,7.766667
Год: 430
Возраст субъекта: 76
Место: Гиппон
Путь: Средиземное море
Субъект: Августин Блаженный

Оставьте комментарий