-335 г. до н.э. Аристотель основал философский Ликей в Афинах

Блестящий философ, ученик Платона, учитель сына покорителя Греции Филиппа II Македонского, сам македонец по происхождению Аристотель основал в центре античной учености Афинах свою собственную школу — Ликей.

Македония находилась на подъеме своего могущества в греческих землях после победы над Афинами и Фивами у Херонее в 338 г. до н. э. Поэтому неудивительно, что обласканный при македонском дворе философ получил возможность открыть в побежденных Афинах школу, в которой он преподавал свое философское учение. А с ослаблением Македонии он был вынужден покинуть Афины.

Во время обучения ученики прогуливались с учителем, поэтому их называли перипатетиками (прогуливающимися).

-335 г. (до.н.э) Аристотель основал философский Ликей в Афинах

Бог

Бог — первопричина всего. Философ рассматривает мир в единой динамике вещей связанных между собой причинно следственными связями. Если этот процесс целостный и взаимосвязанный, то можно найти первую причину всего, которой и является самообусловленный Бог. У Бога нет своей начальной причины, но Он дает начало и причину всему сущему. Он является умом, который мыслит самого себя, неподвижным первоначалом всего.

Бытие и познание

Бытие есть материя, которая имеет форму. Бесформенная материя — это небытие. Ощущениями мы познаем предметы, но их сущность мы познаем умом через понятия, которые позволяют выявить единую сущность изменчивых предметов. Философ ввел понятие категории. Все предметы мира можно разделить на категории, которые объединяют предметы с одинаковыми свойствами.

Небытия не существует. Вместо небытия Аристотель говорит о бытии (сущем) в возможности (в потенциале), которое может стать бытием в действительности.

Душа и человек

Душа неотделима от тела и является силой, которая направлена на достижение цели (Блага). Человек ощущает и размышляет именно душой. Душа в основе своей структуры имеет добродетель, которую человек достигает волевым сознательным усилием. Человек сам формирует свою душу. Аристотель вторит Платону, описывая три силы души: разумная, страстная и желающая.

Мыслитель выделяет два вида добродетели. Нравственная добродетель — это середина между переизбытком качества и отсутствием его. Например, нравственными добродетелями являются мужество, справедливость и умеренность. Этот вид добродетели приобретается выработкой привычек под действием нравов. Другой вид — умственная добродетель. Она приобретается в результате обучения.

Цель (сущность) пошлого человека — удовольствие. Более достойные стремятся к почету. Самой высокой целью является созерцание, т.к. оно не зависит ни от чего, кроме самого человека. Однако, Аристотелю чуждо бездеятельное созерцание как ахимса у индусов. Счастливый человек — это добродетельный человек (совершающий благие поступки). Бездеятельный человек не может быть счастлив. Добродетель это некая золотая середина между крайностями. Между трусом и бесшабашным удальцом есть добродетельный человек, у которого осторожность и смелость находятся в правильном балансе. Но истинно счастливый человек не нуждается ни в чем, кроме созерцания. В этом Аристотель вторит учениям Индии (буддизм, йога и другие) и Китая (даосизм).

Жизнь человека есть череда ситуаций, в которых он делает правильный или неправильный выбор. Человек, который имеет только мнение о добродетели, может выбрать плохое действие. Человек, делающий правильный выбор, именно знает добродетель, т.к. ее практикует. Таким образом, философ описывает то, что потом в христианстве получит название целомудрия как единства знания, выражаемого мнения и действия. Если упрощенно, то целомудренный человек говорит, что думает, а делает то, что говорит.

Государство

Государство естественная форма жизни общества. Люди объединяются в государства для счастливой жизни. Основой стабильности государства является большинство граждан, которые обладают средним достатком. Правители должны руководствоваться общим благом, тогда любая форма правления будет хорошей (монархия, аристократия, полития). Если правители преследуют свои частные цели не стремясь к общему благу, то любая форма правления будет плохой (тирания, олигархия, демократия). Наилучшая форма правления — полития, при которой большинство правит в общих интересах. Наибольшей частью общества в политии являются граждане со средним достатком.

Благо общества важнее блага индивида.

Разделение наук

Знание делится на деятельное, творческое и теоретическое. Деятельным практическим знанием являются этика, политика и экономика. Творческим знанием является поэтика. Теоретические науки созерцания делятся на физику, математику и теологию. Теология — это первая философия, наука о божественном.

Географические координаты: 38,23.717
Год: -335
Возраст субъекта: 49
Место: Афины
Путь: Эгейское море
Субъект: Аристотель
Страна: Греция

Оставьте комментарий

Войти с помощью: