307 г. до н. э. Эпикур утверждает, что наслаждение — цель человеческой жизни

Эпикур происходил из семьи школьного учителя, который преподавал на островах Самос и Теос. Изучал Демокрита. Стал учителем философии, переехал в Афины и основал собственную школу.

В древних обществах Индии и Греции уже с VI и V веков до н.э. отчетливо проявляется запрос на обоснование отказа от религиозного восприятия мира. В Индии этот период ознаменован активностью «шраманов» (от которых получили своё название шаманы). В Греции — с этим связано появление философии. В эпоху эллинизма общество уже привыкло к теориям, которые либо отрицают божественное вовсе, либо низводят богов до неких тонких объектов материального мира. Людям требовалась идеология, которая позволяла бы им в условиях ослабления религии обосновать удовольствие как цель своей жизни… Но без потери своего достоинства (грубый гедонизм обосновывал ещё Аристипп Киренский в середине IV в. до н.э.), что в религиозном обществе невозможно. Такую идеологию и предложил Эпикур.

Философ учил, что целью жизни человека является достижение счастья, которое определяется наличием удовольствий и наслаждений, а также отсутствием страха и страданий. Философия Эпикура была сложной, включала в себя материалистическую картину мира с описанием физики атомов, рассуждения о пустоте, вечности, небытии и других подобных категориях. Мудрец не призывал бездумно придаваться животным наслаждениям, ведь иногда нужно немного пострадать, чтобы впоследствии получить еще больше наслаждений. А иногда нужно избегать наслаждения, т.к. за ним может последовать много страданий.

Эпикур находился в общей для Индии и Греции традиции, когда целью жизни указывается освобождение от страданий. Но философ приземлил эту традицию до освобождения от страха смерти, доказывая, что тело и душа человека, состоящие из атомов, распадаются после смерти и ничего не остаётся. Поэтому бояться смерти глупо, ибо человек не будет ее знать (осознавать, чувствовать). Высшим наслаждением философ считал невозмутимость, что также роднит его школу с общей традицией восхваления созерцания и медитации.

Философ описал тот мир, в котором хотели жить ушедшие от божественного и пришедшие к исключительно земному греки. Но описал тонко, в рамках вековых интеллектуальных традиций и без намека на угрызения совести и обвинения в деградации в сторону животного состояния.

Эпикур не отрицал существования богов, но отводил им роль частей материального. Возможно, это было неким компромиссом для общества, в котором вера в богов была ещё очень сильной традицией. Мир, по Эпикуру, был создан случайно сам собой. Основными оппонентами эпикурейской школы в эпоху эллинизма были стоики.

Возраст субъекта: 34
Место: Афины
Путь: Эгейское море
Субъект: Эпикур
Страна: Греция
Географические координаты: 38,23.717
Год: 307 г. до н. э.

Оставьте комментарий