260 г. Плотин, неоплатоник, описывает ступени бытия

Плотин был родом из Египта и провел молодость в Александрии, где учился у философа Аммония, который происходил из бедной христианской семьи. Аммоний пытался синтезировать все известные религии в единое описание бытия, которое называл теософией. Этот термин введен в философский обиход именно Аммонием и его учениками. После обучения у Аммония Плотин отправился с римской армией императора Гордиана III в персидский поход. Целью философа было изучение персидской и индийской философии. Поход увяз в Месопотамии, император погиб, а Плотин отправился в Рим, где основывает школу и под покровительством императора Галлиена пытается осуществить мечту Платона о городе философов. В преклонном возрасте начинает писать тексты, которые предназначались для узкого круга его учеников. Плотин описывает последовательность ступеней бытия:

  • Высшая ступень (божественная) — это Единое или Благо
  • Вторая ступень (божественная) — Ум или умопостигаемое
  • Третья ступень (божественная) — Душа
  • Четвертая ступень — физический мир, который состоит из мировой души и мирового тела
  • Пятая ступень — материя, которая лишена качеств

Каждая ступень является продуктом творения ступени на уровень выше. Творение происходит путем созерцания или эманации (истечения), при котором творящая ступень не истощается и не меняется в процессе творения. Более низкая ступень является как бы отражением более высокой. Творение непроизвольно и происходит по причине переизбытка творческой энергии. Творение является не процессом во времени, а постоянным и вечным явлением. Таким образом, бытие взаимосвязано сквозными причинами, источниками которых является высшая ступень единого или блага. Единое абсолютно трансцендентно и непознаваемо для нас, поэтому мы не можем дать ему адекватное описание и определение. Однако, отдаленно приблизиться к пониманию Единого можно путем отрицания определений (апофатическое определение) присущих более низким ступеням, которые доступны нашему восприятию. Плотин использует апофатический подход в определении своего Единого, как Климент Александрийский ранее использовал этот метод для определения Бога-Отца в христианстве. Примечательно то, что Единое не подвластно законам логики (мысль, возможно, заимствована у Тертуллиана, который раньше утверждал абсурдность критурием истинной веры). Таким образом, помыслить Единое разумом принципиально невозможно.

Ум (следующая божественная ступень бытия) исходит из Единого и содержит в себе идеи всех вещей, мыслит-созерцает сам себя и Единое. Ум или умопостигаемый мир является объективной реальностью, которая лишена понятия времени. Ум постоянен и всеобъемлющий. Время появляется на третьем божественном уровне души. Душа происходит из Ума и является источником мировой души и отдельных душ. Мировая душа осуществляет провидение и творит космос. Является проводником бестелесных логосов, которые испускает Ум, и которые являются основаниями для формирования вещей.

Физический мир разделяется на две части. Бессмертные тела располагаются над Луной. Под Луной мир смертен и бессмертием обладают лишь элементы, из которых состоят вещи. Физический мир меняется вод воздействием Души, которая обеспечивает единство мира, пронизывая его упорядочивающим действием своего закона. Боги и демоны Плотином признаются существующими.

Последней ступенью бытия является материя, лишенная положительного содержания. Она является источником зла. Задача человека освободиться от влияния материи. Плотин предлагает также некую последовательность действий освобождения от материи и возвращение домой в истинное бытие. Сначала человек должен достичь таких добродетелей как мужество, разум, целомудрие (единство мыслей, слов и дел) и справедливость. Далее путем чистого познания (путем диалектики) человек приобщается к идеям божественного ума. Высшей точкой является соединение с Единым (Богом-Отцом). Подобная трактовка целей и задач жизни человека характерна и для различных течений индийской философии (санкхья, йога, буддизм и др.). Характерно то, что описание Плотином бытия также напоминает воззрения индийских философов.

Путь: Средиземное море
Субъект: Плотин
Страна: Римская империя
Географические координаты: 41.90000001,12.50000001
Год: 260
Возраст субъекта: 56
Место: Рим

Оставьте комментарий

Войти с помощью: