1919 г. Карл Густав Юнг применил термин архетип для описания структур коллективного бессознательного

Отцом Карла был пастор реформаторской формы христианства. Дед и прадед по отцу были врачами. Это определило будущее занятие Карла. Он учился медицине в Базельском университете, занимался психиатрией в Цюрихе и увлекся учением Зигмунда Фрейда, став одной из крупнейших фигур, продвигающих и применяющих психоанализ.

В 1914 г. Юнг (в 39 лет) отрекается от квазирелигиозного учения психоанализа и развивает собственную теорию, которая стала своеобразным синтезом религии и медицины в области человеческой души. Его учение тесно связано с понятием архетипа, которое было оформлено как термин около 1919 года. Архетипом являются устойчивые структуры в человеческой психике общие для всех людей. Их происхождение уходит в неопределенную древность. Эти структуры существуют в сознании современного человека на бессознательном уровне. Поскольку они едины для всех, то можно говорить о коллективном бессознательном, которое суммирует все эти архаические структуры психики. В качестве примеров таких структур приводятся следующие коллективные представления:

  • о враждебном существе (например, Сатана)
  • о погибшем и чудесным образом воскресшем герое (Христос)
  • о троице (Троица в христианстве)

Эти структуры, как правило, проявляются в сказаниях, мифах и религии. Они обладают мощной психической энергетикой и влияют на поведение человека.

Карл сотрудничал с нацистами. Возможно, им была интересна его концепция как технология обращения к древним архетипам в коллективном бессознательном для своих политических и, возможно, оккультных целей. Карл был оккультистом, общающимся с духами. Семья его матери практиковала спиритизм. Его дочь была медиумом.

Архетипы в современном мире широко используются в рекламных целях. Возможно, эти структуры являются инерцией устоявшихся в течение длительного периода интеллектуальных, мифических, религиозных образов, которые были на определенном этапе истории вытеснены из области сознания в бессознательное состояние. Сохраняя мощный психический заряд, они продолжают влиять на сознание, которое управляет реальными действиями человека. В качестве примера подобного действия можно привести феномен Жанны дАрк, которая воплощала в себе два или более архетипа: Богиня-мать, Непорочная дева. Образ Богини-матери существовал ещё 35 тыс. лет назад у древних людей в виде неолитических Венер. Жанна была девственницей 17-ти лет. В её жизнеописании отдельно говорится, что, если бы она не была девой, то мужчины за ней не пошли бы в бой, так как она принадлежала бы мужчине и фактически поддержка была бы оказана ему, а не Жанне. Однако, скорее всего, в этом случае работал образ именно Непорочной девы, который в средневековой Европе наиболее полно и глубоко был выражен в виде почитания Пресвятой Богородицы Девы Марии. Именно она была истинным источником почитания дамы у средневековых рыцарей, для которых глубокая христианская вера была обязательным атрибутом рыцарского достоинства.

Современное применение архаических образов используется, как правило, в коммерческих целях. Архетипы имеют широкое применение в современном кинематографе и мультипликации. Например, большинство голливудских мультфильмов основаны на мифологических образах, которые обращаются к коллективному бессознательному детей, не имеющих ещё достаточно опыта и возраста для работы с осознанной памятью и зрелыми инстинктами. Например, серия про фею Тинкер Бел основана на мифах о волшебном дереве фей, в который, кстати, верила и Жанна д’Арк. В самом этом мифе отражен древнейший образ Мирового дерева, который имеется практически во всех религиях. Серия «Приручить дракона» основана на архаичном образе змееобразного существа, присутствующего во всех верованиях. Многочисленные серии о супергероях эксплуатируют образы, очевидно уходящие корнями в древнюю мифологию.

Путь: Рейн
Субъект: Карл Густав Юнг
Страна: Швейцария
Географические координаты: 47.31806,8.5825
Год: 1919
Возраст субъекта: 44
Место: Кюснахт

Оставьте комментарий